Лесовик

Увидеть в обычном необычное — это талант

Увидеть в обычном необычное — это талант

“Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...” Эти знакомые с детства пушкинские строки сразу приходят на память, когда поднимаешься на второй этаж в доме лесника Езерского лесничества Чериковского лесхоза Николая Сидорова.

В зале, как он говорит, “еще недоделанном”, хозяин за долгие 37 лет профессионального общения с лесом собрал уникальную экспозицию природных “чудачеств”. В причудливых корнях деревьев, в наростах на них он, обладая фантазией и неординарным взглядом на окружающий мир, рассмотрел и изящную головку косули, устроившейся в высокой траве на отдых, и хищную птицу, схватившую добычу и готовую растерзать ее. А вот угадывается в дереве голова динозавра, собачка, прилегшая вздремнуть и укрывшаяся хвостом... Эти древесные природные “несуразности” прошли минимальную обработку в руках мастера-художника, чтобы и остальные увидели в них причудливых зверюшек или знакомые предметы.

К дереву у Николая Григорьевича отношение особое. Этот материал созвучен его душе, понятен взгляду, податлив в его руках. Хотя дом в Езерах он возвел из камня. И первый, в родной деревне Журавель, тоже был каменный. Потому что, считает лесник, все должно иметь свою прочность. Да вот после чернобыльской катастрофы пришлось родной дом оставить, как и знакомые с детства места. И переехал недалеко, в пределах одного района, а все сначала тоска брала. И жена, Наталья Ивановна, которая тоже родом из Журавля, сильно переживала. Спасло лишь то, что включился хозяин в работу, лесничество помогло. И вроде жизнь наладилась.

Наталья Ивановна говорит о муже, что в характере его есть какая-то непреодолимая “упертость”. Что задумал — обязательно должен сделать. Сейчас уже здоровьем похвастаться не может, а как возьмется за свои “деревяшки”, так оторваться не может. Минутку отдохнет, коль слабость почувствует, и снова в свою “майстэрню”.

На слова жены Николай Григорьевич лишь улыбается. Да вспоминает, что первое деревянное изделие сотворил, когда ему было десять лет от роду. И не просто какую-нибудь безделушку, а оконную раму. Стамески не было, чем паз выбрать. Так он гвоздь молотком расплескал, заточил и работал таким самодельным инструментом.

Повзрослев, за братом пошел в славгородское СМУ мелиорации. Семья-то была большая: десять детей. А тут БАМ начали строить. Братья загорелись туда податься. И Николай с ними. Но в последний момент, когда уже чемоданы подготовили в дальнюю дорогу, что-то защемило в груди. Подумалось: как это без родных мест, без любимого леса, без уголка, называемого мастерской?! И остался дома. Пошел в лесничество, попросился вальщиком леса. А ему говорят: “Иди лесником”. Так и избрала ему судьба профессию на всю оставшуюся жизнь.

Сейчас уже до пенсии рукой подать. Но мечтает Николай Григорьевич отнюдь не об отдыхе, а о том, что приведет в порядок зал леса на втором этаже. Обставит там “по правилам” экспозицию из своих природных находок и старинных вещей, которые тоже собирает. Есть среди них и патефон, и ведерный самовар на углях, и кинопроектор, который надо крутить ручкой.

— А то школьники часто интересуются, приходят, — рассуждает он. — Пусть будет все упорядочено.

...Как-то во время поездки по районному центру с председателем райсовета депутатов Натальей Готовчик автор этих строк спросил, откуда такие интересные беседки — а они, почитай, в каждом скверике, возле каждого учреждения, — кто их изготавливает? “Есть у нас один мастер”, — ответила она. И рассказала о леснике Сидорове, который делает не только беседки, но и резные качели для детей, иные малые архитектурные формы. Не только в Черикове, но и в Могилеве, Славгороде, Мстиславле они радуют глаз и служат людям. И вот сейчас на дворе у Николая Григорьевича лежат детали беседки, которая будет установлена в питомнике лесхоза. А в лесничестве стоит готовая красавица, еще пахнущая смолой.

— Пропитали? — спросил Сидоров у лесничего Сергея Немкевича о беседке. И услышав, что еще нет, посетовал: мол, дерево ждать не может, почернеет.

На вопрос, есть ли кому передать свою любовь к дереву, природе, кого научить своему умению обращаться с ним, Николай Григорьевич воодушевленно стал рассказывать о внуке Руслане. Мальцу всего пять лет, а он, как только появляется у деда, сразу берет в руки молоток и начинает мастерить. И уже получается! Так что Сидорову-старшему есть кому передать свое мастерство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter