В советские времена в 20–30-е годы на Белгоскино не боялись экспериментов

«Лесную быль» брали штурмом

В советские времена в 20–30-е годы на Белгоскино не боялись экспериментов



С этих художественных картин начиналось большое кино в Беларуси.

ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ


Если кто-то воображает, что киноплакат – не искусство, тот ничего не понимает в подлинном творчестве. Искусство, да еще какое! С высокой живописной буквы. Чтобы в этом убедиться, достаточно побывать на выставке «Белорусский кинематограф 20–30-х годов ХХ столетия в киноплакате» в Деловом и культурном комплексе Посольства Беларуси в Москве.

Здесь есть настоящие шедевры, за которые коллекционеры из Европы готовы хоть сейчас выложить очень хорошие деньги. Об этом корреспондент «СВ» узнал, прогуливаясь по выставке вместе с директором Музея истории белорусского кино Игорем Авдеевым.

– Вот за эту работу нам предлагали сумму с пятью нулями, – мы подходим к плакату фильма «Ненависть». – Кино снял режиссер Юрий Тарич, основоположник белорусского кинематографа, человек приключенческой, моментами драматической биографии. Родился он в 1885 году в польском Плоцке в семье полковника царской армии. Там же учился в русской гимназии. Позже был участником Русско-японской и Первой мировой войн. А в перерывах между войнами успел побывать в ссылке в Тобольской губернии за вольнодумные мысли, которые осмелился высказывать публично.

– В кино он как попал?

– Еще будучи в ссылке он увлекся театром, играл на сцене Тобольского театра, имел большой успех у публики. Прославился как великолепный драматический актер. Позже какое-то время сотрудничал с Мейерхольдом. Кино и театр – фактически одна среда. И после Октябрьской революции Тарич пришел в кино. В 1926 году он снял фильм «Лесная быль» о Советско-польской войне 1920 года. Официально считается, что это первая белорусская кинокартина. Очередь в кинотеатр растянулась на всю улицу, кассы брали штурмом.

– А неофициально?


– Здесь любопытная история. Трест Белгоскино, призванный наладить кинопроизводство в Беларуси, начал работать 6 января 1925 года. И под номером один в перспективном плане стоял фильм «Кастусь Калиновский» о герое белорусского восстания против царизма. Но не смогли собрать съемочную группу. И «Калиновский» вышел на экран только в конце 1928 года.

А самым первым проектом оказался, как было записано в плане, «популярный фильм о борьбе с проституцией». Снимал Осип Фрелиф, выпускник юрфака МГУ – сам принес сценарий. При этом фильм снимался полностью в Москве. И под названием «Проститутка» вышел в прокат в 1926 году, сразу вслед за «Лесной былью».


КАК СПАСАЛИ КОЛЛЕКЦИЮ


– Выставка посвящена белорусскому кинематографу 20–30-х годов прошлого века.

– Ценен сам факт воссоздания этой коллекции. Потому что большая часть белорусского киноархива была утрачена во время войны. Немцы вошли в Минск уже 28 июня. Эвакуировать ничего не успели. К тому же во время бомбежки в здание Белгоскино в центре Минска попала бомба, уничтожив много ценного. На восстановление ушли десятилетия. Искали в разных архивах, в том числе и в Москве.

– К частникам не обращались? Полно ведь фанатов-собирателей.

– В Москве до сих пор существует черный рынок, где за круглую сумму можно найти оригиналы. С помощью спонсоров мы там тоже кое-что вытащили для своей коллекции.


«БУРАТИНО» В МИНСКЕ


– Многие приезжие режиссеры получили здесь возможность осуществить свои творческие задумки, которые им не удавалось реализовать у себя дома. Например, Леонид Нечаев – москвич, но в Москве ему не давали снимать, была большая конкуренция. Он приехал к нам и снял в Минске детские мюзиклы «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» с Яной Поплавской.

– Военные песни Владимира Высоцкого...


– ...впервые прозвучали с экрана также на «Беларусьфильме»! Эти ленты снял блестящий белорусский режиссер Виктор Туров. Они с Высоцким были дружны. И когда у того случился трудный период, Туров ему помог – пригласил в свой фильм ­

«Я родом из детства». «Аисты», «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой» – все эти песни Высоцкий написал к фильмам Виктора Турова. Так что в них есть частичка белорусской души.


«Высоту 88,5» смыли по приказу Сталина


– Сколько фильмов было создано в 20–30-е годы?

– Более шестидесяти. Судьба многих из них оказалась трагической – после 1937 года они попали в разряд запрещенных и были безжалостно уничтожены. Смыты. Всего таким образом утрачено безвозвратно около тридцати картин. Например, картина «Высота 88,5».

– И в чем была крамола?


– Товарищ Сталин тогда провозгласил Красную Армию самой наступающей в мире, после чего все разговоры об обороне, тем более о возможных боях в окружении, стали считаться вредительством. В фильме же как раз показан эпизод военных учений, когда одно из подразделений, по легенде, попадает в окружение и решает задачу прорыва к своим. «Высоту» положили на полку, а через несколько лет уничтожили. Остался только плакат.

К сведению:
выставка работает до 1 февраля 2016 года.

Автор публикации: Борис ОРЕХОВ

Автор фотографий: Юрий СТРОКОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter