Лешка из доброй Рыбницы

В череде журналистских будней есть встречи, которые не просто открывают новые темы, но касаются самых личных струн человеческой души и надолго остаются в памяти...

В череде журналистских будней есть встречи, которые не просто открывают новые темы, но касаются самых личных струн человеческой души и надолго остаются в памяти. Когда в корпункте “Рэспублiкi” раздался звонок и молодой, приятный голос в трубке произнес: “Здравствуйте, как хорошо, что я вас нашел! Меня зовут Леша”, все вспомнилось сразу. Да, собственно, ничего и не забывалось. Десятилетней давности публикация, героем которой был интернатский мальчишка Алеша Бытовский, до сих пор хранится в пухлой папке с моими газетными вырезками. Год назад, став собственным корреспондентом газеты “Рэспублiка” на Гродненщине, я, не раздумывая, перевезла ее на новое место работы. Хотя о Лешке не слышала ничего с июня 2001-го, когда после выпускного вечера в Поречской специальной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он уехал учиться в Вороновское СПТУ-90.

Тогда, на выпускном, мы вместе смотрели потертую пленку, на которой Леша со своими ровесниками был запечатлен шестилетним робким мальчишкой, только-только попавшим в Поречье. После торжественного вручения аттестатов я сделала последний общий снимок выпускников на пороге школы. Они счастливо и немного грустно улыбались и на прощание махали руками. Точно так же, как еще пятью годами раньше в небольшой деревушке Рыбница неподалеку от Поречья, где они впервые проводили лето в семьях сельчан и где мы впервые встретились с Алешей. 

Собственно, с него все и началось. Вернее, с его по-детски наивной просьбы, которую он чуть слышно проговорил, подойдя к школьной прачке Людмиле Грязновой: 

— Тетя Люда, возьмите меня к себе на каникулы... 

От неожиданности она выронила только что выстиранное белье. Забирать интернатских детей в семьи на время каникул тогда, в 1997-м, у нас еще было не принято. Отправляли лишь за рубеж. А кроме того, была зима. Людмиле Иосифовне каждый день надо было приезжать на работу в прачечную. Ее мужу, школьному кочегару, тоже. А оставлять детдомовского мальчишку надолго одного было страшновато. 

Но, видимо, почувствовав ее сомнения, Леша прошептал: 

— Пожалуйста, я все сам делать умею. 

И сказать ему “нет” Людмила Иосифовна не смогла. 

Так десять лет назад в доме Грязновых впервые появился интернатский мальчик. Спокойный, доверчивый, с поспешной готовностью откликающийся на ласку. Днем он... вязал ( эту нехитрую науку освоил еще в Лидском детском доме), а вечером становился тенью хозяйки. 

За две неполные недели Лешку полюбили даже соседи. И когда через полгода Грязновы решили снова взять его к себе, следом за ними в интернат потянулись едва ли не все жители Рыбницы.  И вернулись, забрав с собой более трех десятков детишек, которые могли рассчитывать лишь на поездку в лагерь для воспитанников детских учреждений. 

Приехав тем летом в Рыбницу, мы застали Лешку беседующим... с хозяйской коровой. Терпеливо и ласково уговаривал он буренку свернуть с улицы во двор: 

— Иди же, глупая, там тебе травы накосили... 

Выданная Людмилой Иосифовной хворостина совершенно ненужным грузом висела на заборе. 

Леша взахлеб рассказывал, как впервые в семейном кругу отметил свой день рождения, и надо же, как раз десятилетие. Хозяйка напекла сладостей, гости спели поздравительную песню, а именинник каждого одарил вафелькой. Но лучшим подарком стала случайная фраза тети Люды: “Когда приедешь к нам зимой, будет новый телевизор”. Повторяя ее, мальчик сиял от счастья. И дело, конечно, было совсем не в телевизоре. 

...То лето в Рыбнице было необыкновенным. Взрослые придумывали для детей соревнования и конкурсы, водили в лес за грибами и ягодами, возили на экскурсию в Гродно, в зоопарк. Терпеливо и настойчиво учили варить кашу, забивать гвозди, пропалывать грядки и справляться с другими домашними делами. А вечерами, пряча слезы, выслушивали их печальные жизненные истории. 

Тогда, в 1997-м, это был один из первых опытов в республике, когда “летними родителями” для брошенных родными матерями и отцами детей стали белорусские, а не зарубежные семьи. Трудно сказать, какую роль сыграла в этом моя публикация, вышедшая в областной газете под названием “Добрая Рыбница”, но на следующие каникулы интернатских ребятишек разобрали семьи из Поречья и из других соседних деревень. 

Лешина дружба с Грязновыми тоже имела счастливое продолжение.  Еще много раз гостил он в их доме. У них учился всему, что с молоком матери впитывают растущие в кругу родных дети: мужской работе во дворе, женской – по хозяйству, а еще тому, чему не могут научить даже самые лучшие педагоги. Науке начистить картошки к приходу взрослых с работы, встретить их чашкой горячего чаю, умению поделиться с близкими своими тревогами и проблемами, чувствовать настроение тех, кто рядом, и вовремя подставить плечо... 

Когда Леша уехал сначала в Вороново, а затем на родину, в Бобруйск, знакомство не оборвалось. Вот уже пять лет между Рыбницей и Бобруйском регулярно идут письма, время от времени в доме Грязновых раздаются телефонные звонки. Как близкие люди, Алексей и Людмила Иосифовна делятся новостями, обмениваются фотографиями, вспоминают прошлое, строят планы. 

Жизнь Леши понемногу складывается. В родном городе ему предоставили рабочее место на заводе “Бобруйсксельмаш”. Молодой человек трудится слесарем, получил комнату в общежитии, а через год-два  должна подойти его очередь на социальное жилье. В его комнате уже есть мебель, холодильник, телевизор, недавно появился телефон. Все это – во многом благодаря помощи добрых людей. Но не только. Алексей и сам неплохо зарабатывает, изо всех сил старается обустроить свой быт и свою жизнь. 

Узнав после окончания интерната многое о своей семье, он разыскал старшую сестру, с которой поддерживает самые настоящие родственные связи. Она помогает брату делать ремонт в комнате, он ей – воспитывать племянников. Ну и, как водится между родными, встречаются, перезваниваются, ходят друг к другу в гости. Еще Алексей нашел могилу матери, сделал надгробие. Недорогое, на какое хватило средств. Теперь  вместе с сестрой  навещают ее, поддерживают в порядке. А еще Леша познакомился с хорошей девушкой. 

Обо всем этом он рассказывает и пишет тете Люде, которая в ответ делится событиями своей жизни. “Угощает” подробностями недавнего пятидесятипятилетия, сетует на здоровье бабушки, с которой Лешка в бытность свою в Рыбнице очень дружил, сообщает о школьных успехах внуков. И, конечно, зовет в гости. 

К сожалению, приехать в Рыбницу у парня пока не получается. Но скучая по счастливым минутам детства, он иногда вспоминает их в долгих телефонных беседах с тетей Людой. И тогда они вместе в который раз пересказывают друг другу, как Лешка учился ездить на велосипеде, как впервые собрал ведро ягод (продав их, Грязновы купили ему спортивный костюм), как удивлялся вкуснейшей домашней манной каше – на свежем молоке и без комочков...  А недавно он попросил Людмилу Иосифовну прислать ему фотографию их дома для своего фотоальбома, в котором, увы, совсем немного свидетельств Лешкиного интернатского детства. 

Со сходной просьбой позвонил он и мне: поинтересовался десятилетней давности снимками и попросил помочь разыскать ту самую старую пленку, на которой запечатлен мальчишкой и которую показывали на школьном выпускном. 

Мне очень хотелось ему помочь – такому смелому и сильному, бросившему вызов судьбе, которая послала ему столько трудностей в самом начале жизни. У него получается строить свое сегодня, но, видимо, этого мало. Для того чтобы чувствовать себя полноценным, человек должен иметь еще и свое вчера — память, сохраненную в снимках, видеозаписях, в конце концов, видавших виды любимых детских игрушках. Именно поэтому Алексей по крупинкам пытается собрать все лучшее из своего детства, чтобы ощутить себя таким же, как все. Как большинство из нас, окруженных семьей, родными и близкими.  

Мне верится: у этого парня все обязательно сложится. Будет работа, квартира, будет любящая семья — он построит ее сам. Он занимается этим с завидным упорством и настойчивостью. И она обязательно будет чем-то похожа на простую сельскую семью Людмилы и Владимира Грязновых, единственную, которую он видел в детстве. Не будь тех нескольких месяцев в Рыбнице, кто знает, как сложилась бы Лешина жизнь? 

*** 

В поисках свидетельств Лешиного детства я позвонила в Поречскую специальную школу-интернат. Директор Мария Апон вспомнила воспитанника Бытовского добрым словом и бросила клич среди педагогов. Уже к концу  дня  в кабинет директора принесли первый детский снимок Алеши. Поиски в школьных архивах продолжаются. После их завершения мы отправим все найденное в Бобруйск. Может быть, это тоже поможет ему вернуть лучшие дни детства... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter