Смогут ли местные виды топлива потеснить газ

Лес пилят — пеллеты горят

В прошлом году Беларусь увеличила экспорт лесопродукции более чем на 14 процентов. Но безоглядно вывозить ценный товар никому не позволено. Древесное сырье должно перерабатываться в стране по максимуму, с высокой добавленной стоимостью и желательно с такой же прибылью. Глава государства разрешил в 2017 году экспортировать лишь 1,8 миллиона кубических метров необработанной древесины, но предупредил, что впредь весь ресурс должен оставаться в Беларуси.

Фото БЕЛТА

Еще не на всех предприятиях деревообрабатывающей промышленности завершилась стадия модернизации, а потому в ближайшее время потребность в сырье на внутреннем рынке будет только возрастать. Недостатка в нем нет. Благодаря продуманной политике в области лесопользования за последние 60 лет лесистость республики увеличилась почти вдвое и достигла максимального значения за более чем столетний период — почти 40 процентов. Постепенно выравнивается возрастная структура лесов, возрастает доля спелых и перестойных. Минлесхоз работает именно в этом направлении, чтобы каждый кубический метр, будь то высоколиквидная, деловая или даже мелкотоварная древесина, перерабатывался в высокой степени. Здесь и пеллеты, и щепа, и всякие материалы, которые имеют спрос на внешних рынках, даже виноградные колья.

Прибыльный продукт, который подняли буквально с земли, появился благодаря модернизации деревообрабатывающих цехов. Продукт, пользующийся стабильно высоким гарантированным спросом на внешнем и внутреннем рынках, потому что потребитель покупает его на регулярной основе, а не раз в 10 лет. Продукт, не требующий особых условий перевозки и хранения. А срок годности его — несколько лет.

Речь о пеллетах. Безусловно, застолбили себе место в этом сегменте топлива лесхозы. Все они, как правило, располагают деревообрабатывающими производствами. И если щепа на экспорт идет за копейки, то при ее переработке, а также других отходов валютная выручка существенно возрастет.

Линии по выпуску топливных гранул появились в одних случаях согласно Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь до 2010 года, в других — по Госпрограмме развития лесного хозяйства, которая принималась на 2011—2015 годы.

К примеру, в Богушевском лесхозе для пеллетного производства реконструировано уже действующее помещение и модернизировано оборудование. В Толочинском специально приобретено новое оборудование российского производства. Мощность каждого цеха позволяет производить до 3 тысяч тонн в год. Уже первые партии уходили влет. Европу устроили и качество, и цена.

Кстати, на каждом из предприятий внедрена своя технология выпуска. В Богушевском топливные гранулы изготавливают из опилок, а в Толочинском впервые в республике создано производство пеллет из дровяной древесины. В Бегомле открыто целое предприятие. Там в ход идут и опилки, и щепа с отходами, и дрова, если таковые остаются невостребованными, ведь в деревнях все меньше заказывают традиционного топлива. Немецкое оборудование хотя и дороже установленного кое-где российского, но и надежнее — «перелопачивает» все. Производственная мощность завода 7 тысяч тонн пеллет в год.

Долгое время у лесхоза существует один постоянный заказчик из Латвии, которому отгружают достаточно большие объемы. Дальше белорусское экологически чистое топливо, а у пеллет именно такая репутация, идет на скандинавские электростанции. 

По подсчетам специалистов, при сжигании тонны древесных гранул выделяется столько же энергии, сколько можно получить от 5 кубометров дров, 480 кубов газа, 500 литров дизельного топлива или 700 мазута. При этом выделяется в атмосферу гораздо меньше вредных веществ. Эта продукция для Беларуси уже не новая, но, по прогнозам, рынок ее будет прирастать и достаточно высокими темпами. Внутреннее производство древесных гранул в ЕС оценивается в 16,2 миллиона тонн в год, а потребность — более 20 миллионов, и она будет расти. За последние пять лет спрос ежегодно увеличивается на 33 процента. Что касается промышленности, стимулом увеличения потребления этого топлива в европейских странах стала идея сокращения выбросов СО2 и связанные с ней дотации и налоговые льготы при замещении угля твердым биотопливом. В частном секторе толчком развития биоэнергетики послужили высокие тарифы на природный газ, используемый для отопления. На их фоне пеллеты стали более выгодным топливом.

Цены на гранулы для местных потребителей в нашей стране не регулируются государством в отличие от расценок на дрова и природный газ. В результате стоят они дороже традиционных видов топлива — в Бегомле отпускают по 210 рублей за тонну. Смущает владельцев частных домов и стоимость котлов. Автоматизированный, работающий на пеллетах, обойдется в 3—4 тысячи евро, а аналогичной мощности газовый европейского производства можно купить начиная от 600 евро. Да еще и само голубое топливо соблазняет чистотой и сравнительной дешевизной. Но к гадалке не ходи: за газ в скором времени будем платить больше.

Дальновидные потребители и в нашей стране не скупятся на надежные источники тепла. Постепенно экогранулы завоевывают внутренний рынок. В Бегомльском лесхозе на экспорт идет 80 процентов выпущенной продукции, остальная — Глубокскому и Докшицкому ЖКХ, где установлено специальное отопительное оборудование, фермерскому хозяйству в Лепельском районе, частным предприятиям. Завод работает на полную мощность. Если сравнивать цены, то теперь даже выгоднее продавать на внутреннем рынке, потому что уже с декабря торги на бирже приносят за каждую тонну всего лишь 72 евро. А в начале 2016-го тонна уходила за 90 евро и выше.

Среди первопроходцев в пеллетном деле был и Столбцовский лесхоз. Там поставлено российское оборудование, которое уже требует модернизации, рассказал начальник производственно-мастерского участка «Окинчицы» Геннадий Климович:

— Все-таки десять лет работает, поэтому постоянно приходится его ремонтировать, что отражается на затратах. Без замены транспортеров, дробилки не обойтись.

В прошлом году в Окинчицах выпустили 2392 тонны пеллет, из которых на экспорт поставили 2072 тонны при средней цене 73,7 евро. Но все равно производство рентабельно, хотя и стояли около двух месяцев на ремонте. Ведь сырье свое. Куб опилок оценивается в рубль пятьдесят копеек. Кстати, в европейских странах отходы уже давно называют вторичным продуктом.

СОЗДАНИЕ новых и развитие имеющихся цехов и предприятий по выпуску древесного топлива определено в задачах принятой программы «Белорусский лес» на 2016—2020 годы. К тому же энергетики планируют ввести в эксплуатацию около 150 МВт энергогенерирующих мощностей на МВТ с объемом инвестиций 180 миллионов рублей. Развиваться данное направление должно за счет переработки дровяной древесины и отходов лесозаготовок. Появится ли среди прочих пеллетное топливное оборудование, будет зависеть от расчетов и экономической целесообразности на самих предприятиях. А вот чтобы население почувствовало выгоду пеллетного тепла, надо задуматься о выпуске небольших бытовых котлов на МВТ.

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter