Лес не рубят, щепки не летят…

Чтобы преодолеть мировой кризис, Минлесхоз  сделает ставку на гибкую маркетинговую политику

В мировой лесной и деревообрабатывающей промышленности сейчас затишье. Цены на древесину существенно падают, ряд крупных европейских и российских производств приостановили свою деятельность. Мировой «деревянный» рынок  переполнен. Продавать становится тяжелее. Сказались кризисные явления и на белорусской лесной отрасли. В планах Министерства  лесного хозяйства — удержать прошлогодние показатели и сохранить рынки сбыта.

Специалисты Минлесхоза отмечают снижение экспортных поставок древесины: объем закупок сократили даже постоянные потребители белорусской продукции из Польши, Финляндии, Германии, стран Балтии. Отечественным производителям приходится снижать цены. При этом в ведомстве помнят и о рентабельности. «Мы готовы пойти на существенное снижение цен при закупке крупной оптовой партии продукции, однако с такими потребителями надо уметь торговаться, чтобы экспортная цена не опускалась до максимально низкого предела. В конце концов, экспортная продукция для лесопроизводителей должна оставаться рентабельной», — считает министр лесного хозяйства Петр Семашко.

Сейчас ведомство намерено сделать ставку на гибкую маркетинговую политику, концентрируясь не на ценах, а на объемах продаж и сохранении имеющихся рынков сбыта. А потому здесь не брезгуют никаким покупателем: дорог любой контракт, даже на сотню тонн. Минлесхоз также внес в правительство предложение по отмене таможенных  пошлин при экспорте лесопродукции. Такая мера, отмечают специалисты, позволит повысить конкурентоспособность белорусской древесины на внешних рынках. Кроме того, будет принято решение об отмене лицензирования лесозаготовок и деревообработки.

Создание совместных предприятий также рассматривается ведомством как своеобразный экспорт. «Нужно заинтересовать зарубежных инвесторов, у нас есть сырьевые ресурсы, у них — финансовые»,  — говорит Петр Семашко. Пока в Беларуси работают четыре таких предприятия. Разместить свое производство здесь хотел бы и шведский концерн IKEA. В ближайшее время будет завершен второй раунд переговоров с представителями корпорации.

Кстати, упростит процедуру покупки лесных ресурсов и принятый недавно Указ № 91 «О некоторых вопросах деятельности в сфере лесного хозяйства». В частности, им  предусматривается отмена обязательной продажи на экспорт через спецэкспортеров, отмена механизма компенсации стоимости удорожания материалов, снижение стартовых цен до 50 % в ходе биржевых торгов в случае нереализации древесины на корню… В министерстве надеются, что все это поможет предприятиям отрасли получить объем выручки на уровне 2008 года — не менее 550 млрд. руб.

Кстати

Цена белорусского леса на корню средней величины уменьшилась в этом году на 20—25 %, на древесину лиственных пород — на 50 %, балансы — на 45 %.

В I квартале этого года  на биржевых торгах из 1,3 млн. куб. м деловой древесины было продано лишь 458 тыс. куб. м (35 %). При этом стоимость одного кубометра средней древесины хвойных пород составила Br 70—80 тыс. против  130—150 тыс. в 2008 году, крупной —  Br 140 тыс. против 240 тыс. Цена средней хвойной древесины второго сорта для населения снизилась на 12—20 % и составила Br 60—65 тыс.

Кроме того, ежегодно Беларусь экспортирует 1,5—2 млн. куб. м древесины. В I квартале из выставленных 460 тыс. куб. м балансов продано менее половины. Средняя цена экспортируемой балансовой древесины снизилась с $ 62,7 до 38,8.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter