Леонид Якубович: Исчезнет кураж – из «Поля чудес» уйду

Известный шоумен сделал себе к 70-летию подарок. По его повести Александр Стриженов снял гротесковую семейную комедию «Дедушка моей мечты»
Известный шоумен сделал себе к 70-летию подарок. По его повести Александр Стриженов снял гротесковую семейную комедию «Дедушка моей мечты».


Когда Леонид Якубович едет на гастроли, то просит узнать, есть ли рядом где-нибудь аэродром, чтобы «подлетнуть».
Фото: ТАСС


«Я всю жизнь пишу»


– Что сподвигло вас стать еще и писателем?

– Да я всю жизнь писал – мои друзья на все дни рождения и праздники получали от меня стихотворные поздравления. А сборник автобиографических рассказов «По чуть-чуть» вышел двумя тиражами по 30 тысяч и хорошо разошелся.

– Легко ли писалась повесть, по которой снят фильм?

– Я пришел к Аркадию Инину и рассказал ему смешную историю про деда, которую придумал. Он сказал, что из этого можно сделать хорошее кино. Составил поэпизодный план, потом бесконечно носил ему варианты, а он их выкидывал, пока не родился окончательный текст, который и взял Стриженов. И стал в свою очередь вычеркивать все написанное мною под патронатом Инина.

Так мою повесть всю «искорякали», и дело дошло до гримеров, которые по три часа гримировали меня, потому что на главную роль – деда – был выбран я. И был забавный эпизод: поскольку на площадку я выходил всегда в гриме, в котором меня было не узнать, ко мне все привыкли.

И однажды, разгримировавшись после смены, зашел сказать всем до свидания, а Стриженов там доснимал куски. Увидев меня, он озлился и бросил своему помощнику: «Что Якубович здесь делает, черт бы его побрал, сидел бы у себя в ТВ, в конце концов, у нас съемка, кто его сюда пустил?!»

В этом гриме я несколько раз выходил на улицу, вспоминая великого Черкасова, который, снимаясь в роли «депутата Балтики», тоже делал это.

Cвою легенду пройти «ногами»

– А что вы открыли для себя, совершив путешествие через пустыню Арава?

– Переход по пустыне восходит к древней еврейской традиции совершать на Песах паломничество в Иерусалимский храм и символизирует исход евреев из Египта. Мне сказали, что еще в библейские времена верующие евреи, где бы ни находились, сходились в Иерусалим на три больших праздника, чтобы зажечь ритуальные свечи.

Российский еврейский конгресс придумал повторять эти маршруты – с одним условием: кто бы туда ни шел, ни слова о делах. Актеры, говорят, роль учат ногами, я много раз читал Библию, Коран, комментарии к Торе, бывал в храме и мечети и вот решил пройти этот путь «ногами».

Нас было 20 человек, очень значимые в мире бизнеса люди. Мы проходили по 20 километров в день – по глухим тропам, камням, скалам. Меня поразило, что разговор действительно все время крутился вокруг этой истории, которой 5 тысяч лет. Удивительно и то, что я оказался первым, кто в 70-летнем возрасте прошел этот путь.

Вероятнее всего, у каждого народа есть легенда, которую надо прожить. Детей надо во-зить к Гробу Господню в Иерусалим, если они верующие, и неверующих тоже. Вероятно, людей, которые верят в Пророка, надо везти в Казань или теперь в Чечню, в потрясающую мечеть, которую они построили.

Каждый народ свою легенду должен пройти «ногами», все должно быть прожито самим, потому что очень многое из того, что мы читаем, что читают дети, к сожалению, не влезает в сознание. Мне повезло – учительница русского языка Римма Николаевна Успенская возила нас в Ясную Поляну, где мы «проходили» Льва Толстого, может, поэтому «Война и мир» и «Анна Каренина» воспринимаются мною совсем по-другому.

Помню, что нам не хватало денег на поездку, так мы вместе с учительницей кололи лед на станциях, зарабатывая по 3 рубля за ночь. А о путешествии по пустыне я пока не могу говорить, у меня ощущение, что я побывал на Марсе.

– Вы как-то рассказывали, что, когда едете на гастроли со спектаклем «Будьте здоровы, месье!», в райдере обязательно просите узнать, нет ли поблизости аэроклуба, где бы вы могли «подлетнуть».

– 20 лет назад, в Троицу, я впервые поднялся самостоятельно на самолете Як-18Т, потом освоил еще 6 типов самолетов и два вертолета. В 2002 году окончил Калужское авиационное училище, сертифицировался как пилот 3-го класса. На самолете Як-40 даже возил пассажиров. А вопрос, зачем мне все это нужно, не задавайте – на него табу.

Жить надо среди своих

– Сегодня появляется много фильмов о войне режиссеров, которые о ней знают только из кино и книг.

– Мне самому много раз доводилось видеть войну, и меня не раз просили написать об этом, но я не решаюсь. Это трепетная тема.

К чему это говорю? Вот Федя Бондарчук снял очень хороший фильм «9-я рота». Вероятно, имел на это право, но ситуация получилась, на мой взгляд, немного идеализированной. Просто я знал людей, которых он снимал, и даже с некоторыми был знаком.

Или был снят прекрасный фильм про спецназ, где четыре боевых парня во главе с Балуевым совершали невероятное. Но таких примеров мало, в основном – это тяп-ляп со стрельбой и мордобоем.

В фильмах о войне должно присутствовать великое понятие – здесь свои, а там чужие, которое всегда было в наших детских играх в войну. Из нас это понятие постепенно выбивают, а жить надо среди своих и четко знать, где не свои, определить для себя эту грань.

И нечего говорить не своему, что он свой, тогда мы теряем чувство собственного достоинства. Правда, сейчас все так перемешалось, что порой не понятно, кто из нас мужчина, а кто женщина…

– Вы так похудели в последнее время, интересно, на какой диете?

– В июне прошлого года, посмотрев в зеркало, я не поместился там. Весил 102 килограмма, потел, задыхался. Понял, что это беда. И придумал себе мотивацию: моей дочери 17 лет, у меня красивая жена, и с двумя этими дамами со своим пузом я выйду на пляж?! Этого не будет, сказал я себе и по два часа в день стал бывать в спортзале. 40 минут в зале и полтора часа тенниса. И вот результат – 24 килограммов как не бывало.

– Какая сказка у вас любимая?

– Люблю пушкинские сказки.

– А про Буратино?

– Это святая вещь.

Вопрос ребром

– Долго ли еще будете крутить барабан?

– Странный вопрос, вы же не спрашиваете хирурга, как долго он будет оперировать. Это работа. После эфира я отключаюсь и меня никто не трогает. Выкладываюсь сполна, это же не интеллектуальное шоу, 24 года импровизации, сценария у нас не существует. Когда Влад предложил мне эту историю, я сказал, что «эта штука сгорит через полгода». Но когда сделали акцент не на том, во что играем, а на тех, кто в это играет, все стало оправданно. Никогда в жизни не видел себя по ТВ, дома мне про это не говорят, и мои друзья этого не касаются. Но как только исчезнет кураж, надо будет уходить.


КСТАТИ


Старожилы на российском ТВ

Николай Дроздов – профессор МГУ, член медиасовета Русского географического общества. С 1975 года ведет телепередачу «В мире животных».

Александр Масляков – советский и российский телеведущий, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член фонда «Академия Российского телевидения». На телевидении с 1964 года. Постоянный ведущий, руководитель и режиссер телепрограммы «КВН», президент Международного союза КВН.

Татьяна Веденеева – была ведущей программ «Будильник», «Спокойной ночи, малыши!», «В гостях у сказки». Вела программы «Утро», «Песня года» (1986, 2011). Совместно с Юлией Меньшовой вела ток-шоу «Рядом с тобой» на РТР, «Формула любви» на канале «Россия-1». Ведет программу «В наше время» на Первом канале.

Автор публикации: Нина КАТАЕВА, ninakataeva@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter