Леонид Каневский

Актеры советского кино
В воскресенье на канале «Лад» в 13.20 смотрите белорусскую киноленту «Город мастеров»

Трудно поверить, но фильм «Город мастеров», созданный на киностудии «Беларусьфильм» более 40 лет тому назад, и сейчас выдерживает конкуренцию в жесткой сетке вещания... Вот вам факт. Шаря по киношным сайтам, я обнаружила: в разделе «Продажа фильмов» эта лента чаще других советских лент упоминается в строке «Фильмы для детей».

Режиссер Владимир Бычков создал в 1965 году на киностудии «Беларусьфильм» одну из самых стильных детских лент. Она качественно выбивается из общего ряда всех белорусских фильмов и наверняка долго будет в топ–рейтинге картин, когда–либо созданных на нашей киностудии. Феномен популярности прост. Во–первых, актеры заняты классные: Гердт, Вертинская, Каневский, Крамаров, Лемке. А во–вторых, этот фильм–сказка «разговаривает» с детьми на достойном киноязыке: без идеологических пионерских речевок, сладких улюлюканий на тему: терпение и труд все перетрут.

Вольный средневековый город с величественным замком, живописной рыночной площадью и уютными домами придумала Тамара Габбе. А киногород зажил своей жизнью благодаря остроумной драматургии Н.Эрдмана, стихам С.Маршака и З.Гердта. Напомню сюжет: гнусный тиран де Моликорна рассылает повсюду шпионов, вербует доносчиков, собирается жениться на первой красавице — Веронике с утонченным обликом Марианны Вертинской. Но свободолюбивый горбун Караколь, которому напророчено избавление от горба и свадьба с Вероникой, собирает униженных жителей на бой против завоевателей...

Есть повод поговорить «за» актера советского кино Леонида Каневского — тогда еще дебютанта в фильме «Город мастеров»!

Уточню для забывчивых. Каневский в кинообразах парадоксален: самый прославленный офицер СССР — майор Томин в сериале «Следствие ведут знатоки» и одновременно самый смешной контрабандист–уголовник с наколкой на мизинце из фильма «Бриллиантовая рука». Кстати, актер сам придумал текст для эффектного эпизода: «Цигель–цигель, ай–лю–лю!» Да! Он еще создал образ самого жадного Бонасье из всех сыгранных когда–либо на сцене и в кино... Словом, жил бы старина Дюма — порадовались бы вместе! Удивительно, но его майор Томин да еще эпизод в картине «Весна на Одере» стали чуть ли не единственными положительными ролями в кино... Каневский с присущей ему легкостью и изяществом играл всевозможных жуликов, воров, гангстеров, хулиганов или просто отрицательных типов...

Ныне Леонид Каневский, как известно, самый серьезный ведущий телепрограммы с криминальным уклоном «Следствие вели...», рассказывающей о громких преступлениях в СССР.

«Кто–то был осужден, кто–то еще от чего–то пострадал, кто–то был невиновен — наша программа выдвигает свою версию произошедшего, и в этом очень важно мое восприятие тех событий. Меня же зритель воспринимает как автора, рассказчика, исследователя, который сам покопался в архивах. Поэтому мне очень дорога эта программа... Их судьбы не сложились бы так несчастно, будь время другое. Тот же Юрий Соколов, директор Елисеевского магазина, которого я лично знал, — потрясающий специалист, любимец коллег. Человек прошел войну, чтобы потом в мирное время его подставили... А дети Овечкиных, которых мать превратила в преступников, — разве они не достойны сожаления? А талантливые изобретатели, которые нарушали закон, только чтобы обратить на себя внимание?..» — как–то признался актер.

Ну а в Тель–Авиве Каневский руководит драматическим театром «Гешер».

Поистине всесоюзную славу актеру принесла роль майора Томина. Первые четыре фильма вышли в 1971 году и сразу обеспечили главным героям невероятную зрительскую любовь на целых 20 лет. О популярности «Знатоков» говорит такой факт. Однажды в Комсомольске–на–Амуре милицией был задержан вор в законе, живший в одной гостинице с артистами. Узнав о том, какие соседи проживали рядом с ним, он был невероятно огорчен, что не успел ограбить их. На удивленный вопрос начальника милиции, мол, что у них, артистов, брать–то, тот ответил: «Не понимаешь ты, начальник. Не в этом суть. Представляешь, какой бы звон по «зоне» пошел, что я «Знатоков» обнес!»

Начало 90–х. С развалом Советского Союза стали приходить в упадок театры и кино. Многие актеры оставались без работы. Леонид Каневский вспоминает: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои 50 круто изменить свою жизнь».

Так в 1991 году Леонид Каневкий оказался в Израиле, в Тель–Авиве. «На первых порах было чудовищно тяжело... Например, однажды мы четыре месяца не получали зарплату. Старая закалка помогла все это перенести. А затем театр начал развиваться, набирать обороты. Талант Жени Арье, его огромная энергия принесли свои плоды», — рассказал Леонид Каневский.

Там же в Израиле Каневский проявил себя в новом качестве — ведущего телепрограммы. Когда открылся русскоязычный телеканал, он был приглашен вести передачу «Хочу все съесть».

Со своей будущей женой Анной Леонид Каневский познакомился в 1967 году. Анна — дочь известного актера Ефима Березина, знаменитого Штепселя из киевского дуэта «Тарапунька и Штепсель», который многие годы блистал на эстрадных подмостках Советского Союза. Кстати, программы для этого дуэта писал Александр Каневский — старший брат Леонида. Он-то и познакомил их. А вот поженились Леонид и Анна лишь спустя восемь лет.

Анна по профессии — филолог, переводчик с английского и польского языков.

В 1977 году у них родилась дочь Наташа. Она окончила театральный факультет Тель–Авивского университета. По специальности Наталья — театральный дизайнер, работает на израильском телевидении.

Справка «СБ»

Леонид Семенович Каневский родился 2 мая 1939 года в Киеве. Когда ему исполнилось 17, уехал в Москву. Поступил в Театральное училище имени Б.В.Щукина, где занимался на курсе Веры Львовой. С 1961 года играл в Московском театре имени Ленинского комсомола, главным режиссером которого в 1963 году стал Анатолий Эфрос — его Леонид Каневский и считает своим учителем. Затем он играл на сцене Московского театра на Малой Бронной. В 1991 году эмигрировал в Израиль, где совместно с режиссером Евгением Арье создал в Тель–Авиве драматический театр «Гешер» (в переводе с иврита — «мост»); основу его труппы составляют актеры, игравшие на сценах московских и ленинградских театров. В 2002 году Леонид Каневский принял участие в создании «возрожденного» телесериала «Следствие ведут знатоки», поставленного Владимиром Хотиненко.

Легенда

Говорят, однажды Леонид Каневский, будучи весьма нетрезв, ехал ночью с другом в последнем поезде метро. Захотелось ему украсть схему линий метрополитена. Как известно, схема линий висит на стене вагона, прикрученная четырьмя винтиками. В другом конце мирно дремал какой–то мужик. Каневский разбудил его и вежливо уточнил:

— Мужик! Ничего, если я заберу схему линий метрополитена?

— Ничего, ничего, — сквозь сон ответил пассажир.

Каневский вынул копеечную монету и начал откручивать винты. На ближайшей станции мужик выскочил на платформу и заорал: «Караул!!! Милиция!!! Воруют схему линий метрополитена!!!» Дежурный милиционер вбежал в вагон, увидел Каневского... и отдал честь: «Здравия желаю, товарищ Томин! Вам помочь?» С его помощью схема была откручена и презентована Каневскому...

Георгий Мартынюк (Знаменский)

В 1962 году окончил ГИТИС им. А.В.Луначарского, в течение 40 лет по настоящее время работает в Московском драматическом театре на Малой Бронной.

К сожалению, большинство зрителей воспринимали актеров, снявшихся в главных ролях знаменитых «Знатоков», только как Пал Палыча Знаменского и майора Томина. Поэтому происходили различные казусы. В своем театре Георгий Мартынюк и Леонид Каневский играли «воров в законе», а происходило это так: медленно зажигается свет и зрители видят, как на нарах лежат Пал Палыч в тельняге и Томин. У зрителей был шок, долго стоял хохот, и весь первый акт они привыкали к тому, что на сцене не «Знатоки».

Эльза Леждей (Кибрит)

Заложницей своей Зиночки Кибрит Леждей стала потому, что жила этим фильмом, весь свой нерастраченный талант вкладывая в роль. Говорила: «Зина — человек дела. Тем и симпатична». И когда популярный сериал закрыли, Эльза Ивановна оказалась в жуткой растерянности, не зная, что ей делать дальше.

В последние годы Леждей жила одна на небогатую пенсию и на помощь гильдии киноактеров... Тосковала по покойному мужу — известному актеру Всеволоду Сафонову. Болела... Когда в 98–м журналисты позвонили Леждей, чтобы поздравить ее с юбилеем, та горько произнесла: «Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит...» И заплакала.

Со своими коллегами по «Знатокам» она виделась редко. Да и вообще, редко выходила из дома. По словам консьержки дома, где жила актриса, «...внешне Леждей выглядела хорошо, но в те редкие моменты, когда кто–то забирал ее на улицу или дачу, было заметно, что Эльзочка ослабла. Практически каждый день ее навещал сын Алексей, иногда внука ее приводил, семилетнего Володю. Именно Леша и обнаружил мать мертвой. Сразу вызвали «скорую». Врачи говорили о раке легких и сердечном приступе».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter