Лекции абсурда

Книжный навигатор

Вiктар Ываноў. Асарцi. Мiнск, Галiяфы, 2009.


В предисловии к книге поэтесса Вера Бурлак написала: "Вiктар Ываноў мыслiць праектамi. Перш, чым напiсаць верш, ён пiша паэта, якi пiша гэты верш i яшчэ 10 - 100 - 1000 iншых вершаў". Никакого преувеличения. Виктор фонтанирует идеями и мистификациями, создает своих двойников и симулякров, организовывает фантастические рок-группы. Не так давно из Ыванова Виктор стал Лупасиным, так теперь и подписывается. В книге, еще ывановской, есть произведения, написанные от имени простодушного графомана-гедониста Павла Пасюкевича, создавшего в квартире музей имени себя, есть история о молодом поэте Васе Кутузове, авторе басни в пяти частях "Супердед", пьеса о вокалисте Василии Коневе, берущем десять нот фальцетом... Есть майонезная лирика и веник сонетов... Есть цикл сонетов "Аўтамабiлi СССР". Много абсурда и много таланта. Ыванов (он же Лупасин) в совершенстве владеет словом и легко может поставить его в любую "позу". Профессионально исполненные сонеты, триолеты, хокку - и "крутой" абсурд содержания. Ыванов ненавидит пафос и самовлюбленность и довольно узнаваемо изображает моменты жизни литераторской тусовки. В аннотации написано, что сборник адресован широкому кругу читателей, но это тоже стеб. Удовольствие от прочтения получат те, кто знаком хотя бы с творчеством Хармса и Введенского. Читатель же неподготовленный, прочитав, например, "класiчны монаверш Пасюкевiча" "Я Пiндар, Архiлох i Пiсiстрат", чего доброго, оскорбится. Постмодернизм (все же не могу обойтись без этого сакраментального слова) построен на цитатах и аллюзиях, и если читателю не очевидно, что сонет, посвященный ЗиС-102, - стилизация под Игоря Северянина, то воспримется он с недоумением. Для меня вполне закономерно, что один из рассказов Ыванова анализируют на филфаке как пример "найноўшай беларускай лiтаратуры".


Владимир Набоков. Лекции по зарубежной литературе. Санкт-Петербург, издательская группа "Азбука-классика", 2010.


Понятно, что каждый любящий литературу должен прочитать эту книгу хотя бы раз. Не потому, что мнение Набокова о том либо другом произведении - истина в последней инстанции. А потому, что это пример размышления над литературой. Можете соглашаться или нет с выводами лектора, главное - включиться в процесс. Набоков читал эти лекции для студентов Корнеллского университета в 1940 - 1950-х годах, и в них он предстает даже не столько литературоведом, сколько вдумчивым читателем. Он и подзаголовок предлагал - "Как стать хорошим читателем". Каждая лекция - это рассказ о классическом произведении, от "Мэнсфилд-парка" Джейн Остин до "Улисса" Джеймса Джойса. Неспешный, подробный пересказ сюжета с остановками на художественных деталях, анализ эмоций, возникающих у читателя по мере прочтения, и подтекстов, которые вкладывал писатель... Конечно, это всего лишь расшифровка записей Набокова, реконструкция, сделанная при помощи жены Набокова Веры и его сына Дмитрия. Но живой контекст черновика придает тексту особую прелесть. "Писателя можно оценивать с трех точек зрения: как рассказчика, как учителя, как волшебника", - говорил студентам Набоков. Даже в форме лекций он умудрился сочетать в себе все три ипостаси.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Академическая книга", Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter