Лекарство от авось

Списывать на экзаменах в вуз больше не стали, но и меньше — тоже
Списывать на экзаменах в вуз больше не стали, но и меньше — тоже

Как бы ни менялась форма экзаменов, желающих проскочить на авось меньше не становится. О том, как отслеживают уловки абитуриентов и какие нарушения всплывают по ходу приемной кампании в вузы, корреспонденту «СБ» рассказал ответственный секретарь госкомиссии по контролю за проведением вступительных испытаний, директор департамента контроля качества образования Министерства образования Валерий ОВСЯННИКОВ.

— Валерий Степанович, в прошлом году при сдаче тестов удалили 80 человек из аудиторий. А в этом — уже 118. И это только с платного тестирования... Чем объясняется такой факт — контроль ужесточили или студенты стали больше ловчить?

— И то, и другое. Однако списывать больше не стали. Год назад из 323 тысяч решенных тестов забраковали 80. В этом году из 416 тысяч — 118. То есть процент «пролетевших» почти одинаков. Чаще стали использовать в качестве шпаргалок электронные средства связи, мобильные телефоны, маленькие «жучки». Впрочем, и наши контролеры накапливают опыт работы в аудиториях. Если прежде девушка могла спрятать «жучок» в пышную прическу, то теперь это уже не удается.

— И как же ваши контролеры обнаруживают эти «жучки»? Просят девушек заплетать косы?

— Нет, зачем? Когда абитуриент задумывается над заданием теста — это одно поведение, когда прислушивается к тому, что ему нашептывают, — совершенно другое...

— А влиятельные помощники студентов не перевелись?

— Уже в прошлом году не было замечено ни одного случая взяток в период приемной кампании в вузы. Была попытка помочь одному абитуриенту в БГУ, но контролеры ее пресекли сразу, отстранив двух человек от приема экзаменов.

Больше хитрят сами поступающие: по
дделывают документы на льготы и даже аттестаты. Некоторые пытаются заполучить аттестат об общем среднем образовании, уже имея диплом среднего специального учебного заведения, чтобы одновременно поступать в два вуза. Или же вместо себя на вступительные испытания посылают «двойников». А один абитуриент в этом году перед тестированием даже выпил для храбрости... Но шпаргалки под видом ответов на тесты уже не продают. Утвердилось мнение, что все это обман, что добыть реальные ответы невозможно.

— С какими вопросами звонят на «горячую линию» госкомиссии?

— В основном по правилам приема. Люди уточняют порядок предоставления льгот, кто считается сельским абитуриентом, кто нет, будет ли раздельный конкурс. Кто–то забыл или не успел записаться на тестирование. В последний день регистрации просто шквал звонков: где еще есть места? Уже не раз обращались с вопросами о медалистах. В этом году ЦТ по русскому или белорусскому языку засчитывается как выпускной экзамен в школе. И если выпускник–отличник решил тест на 7 баллов, он лишается медали. Конечно, с одной стороны, повода расстраиваться нет: медаль не дает каких–то привилегий и даже при прочих равных условиях может не засчитываться как дополнительный плюс к знаниям абитуриента. А с другой стороны, у человека психологическая травма...

— Жалобы на несправедливые оценки были?

— Нет. На первых порах, когда тестирование только вводилось как обязательное при поступлении в вуз, много было нареканий и жалоб на содержание тестов. Всем казалось, что они чересчур усложнены, содержат вопросы второго, чуть ли ни третьего курса вуза. Мы привлекали экспертов, чтобы эти тесты оценить. Оказалось, ничего подобного, все в рамках школьной программы. Да, где–то, возможно, были некорректные вопросы, которые имели двоякий смысл. Но в таком случае любой адекватный вариант ответа засчитывался как положительный. А по канонам тестирования, если все тестируемые положительно ответили на вопрос, он обнуляется.

— В этом году по содержанию тестов не было нареканий?

— Жаловались на сложность платных тестов по химии, математике, но при этом никто не сказал, что задания вышли за рамки школьной программы. Да, сложные. Но никто не говорил, что тестирование — это легко. Если все будут решать на 100 баллов, то как выбрать лучших?

— Что больше доставляет тревог — традиционные экзамены или тестирование? Что сложнее контролировать?

— ЦТ у нас не вызывает ни сомнений, ни нареканий. Даже вузовское тестирование более объективно, нежели традиционные экзамены. Потому что у человека есть слабости, у компьютера — нет. Но есть дисциплины, специальности, по которым экзамен в тестовой форме провести невозможно. Например, танец. Ну как его в тесте оценить? Поэтому на творческих экзаменах будут работать резервные или экспертные комиссии. После того как предметная приемная комиссия оценит тот или иной рисунок, композицию, танец, сочинение, мы можем направить своих экспертов, которые либо подтвердят эти оценки, либо опровергнут их. Когда человек осознает, что после него работу еще раз будут оценивать, объективность повышается.

— И где обнаруживали несовпадения?

— В письменных работах. Как занижение оценок, так и завышение уровня знаний. А в ЦТ расхождений в баллах не было. К нам обратились несколько очень настойчивых родителей, которым казалось, что их дети знают значительно больше, нежели их оценили. И мы запросили бланки ответов абитуриентов. Родители убеждались, что их чада наделали массу ошибок, заработав заслуженную «шестерку» или «пятерку».

— На вузовском тестировании будут предусмотрены апелляции?

— В вузе апелляция была предусмотрена всегда, и форма тестирования не лишает абитуриента права на нее. Но при пересмотре работы оценка может быть как понижена, так и повышена. Поэтому если абитуриент уверен в своей правоте, пусть идет и доказывает ее.

— Ваше пожелание абитуриентам?

— Я бы советовал никаких шпаргалок в аудиторию не приносить. Будь это ЦТ, будь это устный или письменный экзамен в вуз.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter