«Лекарство» доктора Стахейко

Принципиальная  позиция  главного  санитарного  врача позволяет  ему  оказывать благотворное  влияние  на  все  сферы  жизни  района

Принципиальная  позиция  главного  санитарного  врача позволяет  ему  оказывать благотворное  влияние  на  все  сферы  жизни  района

…Разворачиваю бережно хранящиеся рулоны периодической  настенной газеты «Прививка». За десяток с лишним лет Дрогичинским центром гигиены и эпидемиологии этих карикатурно-сатирических номеров  выпущено около девятисот. 

С них выразительно смотрят проворовавшиеся продавщицы, зарвавшиеся начальники, ненасытные несуны… Перечень персонажей «Прививки» можно продолжить, но главная ее «фишка» в том, что все герои критических сигналов – конкретные жители Дрогичина и округи. Газета, вывешенная, как правило, в бойком месте на всеобщее обозрение, сделала прививку от дурных привычек и служебных злоупотреблений не одному местному безобразнику. 

Вот на одном из газетных плакатов пышногрудые тетки с большими сумками. Это  работницы одной из школьных столовых удирают от представителей санстанции через окно с наворованными продуктами. Почему же они убегают от санслужбы, если несунов, как известно, должна ловить милиция? Разве борьба с воровством входит в сферу деятельности и компетенции районного центра гигиены и эпидемиологии? «В данном случае это наша прямая обязанность, — утверждает его начальник Михаил Стахейко. – Мы стоим на страже  здоровья, а воры в школьных столовых, не соблюдая порционности продуктов в блюдах для детей и объедая школяров, наносят тем самым прямой вред их здоровью. Наша задача — не допускать этого». 

Подобная логика с проекцией на защиту здоровья и наведение санитарного порядка делает функциональную деятельность центра в районе настолько многогранной, что она практически охватывает все стороны жизни и дает порой результаты, которые себе в заслугу могут поставить службы совершенно иного профиля. Наводя порядок на ферме, работники центра гигиены и эпидемиологии фактически повышают качество молока, способствуя экономическому благосостоянию того или иного хозяйства. Заставляя сносить ветхие, заброшенные дома в деревнях, придают ускорение государственной программе возрождения села. Наказывая курильщиков, привыкших дымить в служебных кабинетах и в других неположенных местах, тем самым отравляя воздух для окружающих, работники санэпидем­службы повышают пожарную безопасность. 

Кстати, о наказаниях. Многие, в том числе и коллеги Стахейко, считают, что практика их применения в Дрогичинском районе слишком сурова и жестка. Перегибает, мол, в этом отношении здешний центр гигиены и эпидемиологии частенько палку. Особенно «стонет» торговля. «Этот Стахейко видит все, чем мы торгуем», — жаловался мне один местный руководитель, сетуя на денежные штрафы, подрывающие экономику его предприятия. 

За что же штрафуют подчиненные главного санитарного врача района торговцев? В основном за антисанитарное хранение продуктов и продажу тех из  них, которые на вид еще хороши, а на самом деле непригодны для употребления в пищу. Так не торгуй  колбасой с истекшим сроком реализации, купи холодильное оборудование, чтобы создать требуемую температуру для хранения продуктов, – и штрафов не будет. Нет, такой вариант приемлем далеко не для всех. Куда девать в таком случае ту же залежавшуюся колбасу? Ведь ее гораздо выгоднее всучить покупателю, чем сдать на переработку. Что и практикуется порой. Не исключение в этом отношении и Дрогичинский район, ведь одними штрафами пагубную практику не искоренить. Значит, не  штрафов больше боятся недобросовестные торгаши, а хоть на время лишиться возможности вести нечестную игру с покупателем, сулящую большие барыши. Принципиальность санслужбы, стоящей на страже здоровья потребителей, при этом преподносится как излишняя ретивость и строгость. Если же поразмыслить, то никаких ограничений ретивости санитарных инспекторов  в этом отношении быть не должно. Не гнуть, а ломать надо практику продажи людям недоброкачественных продуктов. 

Такой стратегией уже многие годы руководствуется Дрогичинский центр гигиены и эпидемиологии. Но чем больше наращивает усилия в этом направлении, тем явственнее ощущает встречное сопротивление. Наивысшего предела такое противостояние  достигло в прошлом году, когда Михаила Стахейко «заказала» киллеру одна из влиятельных предпринимательниц райцентра в сговоре с родственником. Наша газета писала тогда об этом. К счастью, о намерениях бизнесменши вовремя узнали правоохранительные органы и «подсунули» ей своего исполнителя заказа. «Сердобольная» женщина за триста долларов попросила оперативника, игравшего роль матерого бандита, Стахейко не убивать, а только покалечить. В результате главного санитарного врача действительно увезли в одно из больничных учреждений Минска и положили на больничную койку, обмотав бинтами. Заказчица поверила в этот розыгрыш и расплатилась с исполнителем, после чего и попала за решетку. Только пошатнувшееся здоровье избавило ее после суда от длительного тюремного срока. 

После этой истории были и другие силовые попытки «повлиять» на санслужбу, но выше ночного битья окон разбойный уровень не поднялся. Гораздо более серьезное давление Михаил Стахейко и его коллеги ощутили после того, как в защиту проштрафившихся начали подавать голоса представители местного депутатского корпуса после обращения к ним пострадавших от санкций работников центра гигиены и эпидемиологии. Помощь пришла со стороны местной власти. Во время одного из серьезных форумов районного масштаба о своей поддержке принципиальной позиции санслужбы в отдельных вопросах заявил председатель райисполкома Василий Хватик, подчеркнув, что в ее лице районная «вертикаль» имеет надежных и эффективных помощников, особенно в деле наведения порядка в жизненно важных сферах как социально-бытового характера, так и производственного. 

Наглядный пример такой помощи удалось увидеть во время посещения одного из крепких хозяйств Дрогичинского района. В разговоре с его руководителем вспомнили о Михаиле Стахейко. Не обошлось без дежурных претензий с его стороны по поводу излишней строгости районного ведомства. За мелкие беспорядки на машинном дворе  завгару грозил крупный денежный штраф. Председатель позвонил главному санитарному врачу и уговорил не применять штрафные санкции, но после этого вызвал подчиненного, и они вместе продумали целый  комплекс мероприятий, направленных на устранение отмеченных недостатков. 

Так что не штрафом единым руководствуется Дрогичинский центр гигиены  и эпидемиологии. Подтверждение тому — активная пропаганда им здорового образа жизни в районе и придание широкой огласке всего того, что мешает его вести. В этом плане санслужба района вооружена не только «Прививкой». В местной районной газете «Дрогичинский вестник» выходят тематические выпуски, подготовленные районной санслужбой. Во многом благодаря ей большой популярностью пользуется студия местного телевидения. Михаил Стахейко уже давно стал одним из самых интересных ее авторов. Поэтому, думается, явно кривят душой те, кто жалуется на штрафы Стахейко. Гораздо больнее их бьет гласность, ставшая в районе нормой благодаря журналистской активности работников центра гигиены и эпидемиологии. 

Не последнюю роль в пропаганде здорового образа жизни и его защите играет личный пример Михаила Стахейко и его подчиненных. Сам главврач ежедневно пробегает по вечерам около десяти километров. Бегом он увлекся сравнительно недавно и, как утверждает, сразу ощутил прилив жизненных сил. С сигаретой расстался однажды раз и навсегда, после чего разработал и внедрил в районе целую систему борьбы с курением. Сейчас подумывает, как мобилизовать свое ведомство на борьбу с пьянством, которое в последнее время в районе стало принимать угрожающие масштабы. Но для этого, как признается, намерен начать с себя и отказаться от спиртного даже во время праздничных застолий. Только после этого у него будет полное моральное право объявить этому коварному злу тотальную войну. А ее мотивацией вновь станет защита здоровья человека. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter