“Лекарство” для гастронома

Девиз сегодняшней белорусской потребкооперации такой же, как и 100 лет назад: “Не получение прибыли, а удовлетворение потребностей населения”... Наследие социалистического прошлого, с которым не хочется расставаться? И надо ли такое расставание?

В торговле главное — выкладка товара
Жыл-был на свете обычный магазин. В городе Лунинце Брестской области на улице Красной. И наступил момент, когда выручка в нем перестала расти. Уже 170 видов прекрасных колбас, а выложить их негде. Более 200 видов цельномолочной продукции, но ее не рассмотреть из-за тесноты в витринах.
И прописало местное райпо “лекарство” магазину: сделать реконструкцию.
Сегодня здесь нет и следов прежнего упадка. Над входом гордо прикрепили вывеску “Универсам”. А под ней — чего только душа пожелает. Более 6 тысяч наименований! Столь огромным ассортиментом может похвастаться даже не каждый столичный торговый центр. Причем все доступно, так и просится в корзину покупателя.
Согласно проекту реконструкции этого торгового объекта, затраченные на нее средства окупятся всего за 4,4 года. И задача очень даже реальная, ведь товарооборот уже удвоился.
Три приоритета Максима Сумара
— Лунинецкое райпо живет в XXI веке, — часто повторяет председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов. Это одна из его любимых низовых организаций из 118, поскольку год за годом стабильно показывает хорошие результаты, занимая одно из первых мест в системе.
Позитивные тенденции здесь объясняются двумя основными факторами. Первый: Лунинетчина — клубничный край, и население в нем, конечно же, не бедное по сравнению с другими регионами. Второй — у местного райпо очень грамотный председатель правления, Максим Сумар, который уже дважды признавался человеком года Лунинецкого района при довольно большом количестве соискателей на получение этого звания. Максим Андреевич вообще сделал большой подарок землякам: возглавляя потребкооперацию района уже 16 лет, он за все это время не закрыл ни одного магазина в сельской местности, даже когда на это была мода.
Помогают ему правильно выбранные приоритеты.
Перевод максимально возможного количества торговых точек на самообслуживание, что дает до 40 процентов роста товарооборота. Аргумент о воровстве не принимается: продавцы должны быть все время в торговом зале и работать с покупателями. В итоге долю магазинов с самообслуживанием смогли поднять до очень высокой отметки — 70 процентов.
Революция в холодильном оборудовании. В прошлом году Лунинецкое райпо закупило невиданное количество новых холодильников — 111, в том числе самые современные — с выносным холодом! Темпы обновления достигли 20 процентов в год!
Открытие мини-магазинов в дополнение к основной торговой сети. Это, как правило, павильоны на автотрассах или в жилом секторе. С конца 2004 года их появилось 8, что означает серьезную прибавку к товарообороту.
Интересно, что торговая выручка ряда сельских магазинов этого района больше, чем магазинов в некоторых райцентрах. Например, сельмаг в деревне Вулька-1 (1160 жителей). В нем чисто и светло. На прилавках 40 видов колбасы, 10 видов одной только свежемороженой рыбы плюс соленая и вяленая, более 50 наименований молочных продуктов, 30 — мороженого, хороший выбор фруктов. Даже свежезамороженные голубцы и котлеты, которые осталось только разогреть.
Поскольку такой уровень организации торговли превращается сегодня в норму для Лунинецкого райпо, оно дает 7 из 10 рублей в товарообороте их района. Это почти максимальный показатель советского периода. Притом что в районном центре и окрестностях открылись многие десятки частных магазинов плюс два частных ресторана...
Магазины снова открывают!
Конкурентоспособность потребкооперации во многих районах Беларуси позволяет говорить о сохранении ее высокого внутреннего потенциала. А минувший год принес ей вообще невиданный успех — в Белкоопсоюзе осталось всего два процента убыточных организаций при 14 процентах на конец 2004 года. Получено значительно больше прибыли, чем в предыдущие годы. Столь высоких финансовых показателей отечественная потребкооперация не достигала уже давно. Мало того, текущий год начался с нового рывка: за январь—февраль рост розничного товарооборота Белкоопсоюза составил 119 процентов в сопоставимых ценах при задании на первый квартал 106 процентов.
Среди многих факторов, обеспечивших такие результаты, есть особенно приятный: восстановление ранее закрытых торговых точек в сельской местности. То есть пошла обратная тенденция: в малых населенных пунктах с числом 50 и менее жителей снова открывают магазинчики, на которые когда-то повесили замки. С начала 2004 года реанимировано 517 из них, в том числе 188 в 2005 году. В дальнейшем планируется ежегодно восстанавливать работу еще 130 — в рамках выполнения Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы. При этом автолавок не станет меньше, а наоборот, на 462 больше. Их собираются пустить даже туда, где имеется стационарный магазин, но открыт не каждый день.
Немаловажно и то, что уже 62 процента магазинов Белкоопсоюза работали прошлым летом без обеденных перерывов и 54 процента — без выходных дней.
Белорусская потребкооперация стала проявлять сегодня просто чудеса мобильности. Она массово пошла в дачные товарищества и садовые кооперативы — конкуренция заставила. В летний сезон прошлого года в местах отдыха горожан было открыто 372 мелкорозничных торговых объекта, тоже давших довольно ощутимую прибавку к товарообороту.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter