Старенькие «немцы» и «французы» на авторынках страны хоть со скрипом, но уходят, а новые «иностранцы» годами ждут своего часа

Легковушка не в цене

В ПРОШЛОМ году цены на иномарки в России резко упали. Белорусы ринулись их раскупать, ведь экономия выходила приличная — почти в два раза. А пять лет назад ехать в соседнюю страну вообще не было необходимости. Россияне сами к нам рвались за недорогими, по их меркам, подержанными «немцами», «французами» и «японцами». Во сколько сейчас обойдется транспортное средство «не первой свежести»? Как сильно подешевели иномарки? Корреспонденты «СГ» исследовали ситуацию на авторынках страны. 


НА авторынке в Ждановичах базарный день в самом разгаре. Здесь до тысячи авто — приценивайся, выбирай, покупай. Подходим к первому приглянувшемуся «Фольксвагену-Поло». На лобовом стекле в верхнем левом углу ценник в белорусских рублях — 190 миллионов. Ого, для российской-то сборки! Но ниже сумма указана в долларах — 9 тысяч, что с учетом года выпуска — 2014-й — не так и страшно. 

— Пару сотен условных скинете? — начинаем торговаться. 

Продавец Сергей Ф. не против: «Если возьмете, без проблем». По мнению знакомого автослесаря, новое «Поло» российской сборки через три зимы превратится в ржавую железку. Из-за низкокачественного металла кузова и плохой антикоррозионной обработки. Поэтому можно смело выторговать до тысячи долларов. 

Сергей, выслушав такие рассуждения, начал жаловаться на непростое финансовое положение. На рынке он продает три легковушки. В среднем с одной машины имеет до полутысячи условных. Все автомобили — из России.

— Выгоднее торговать сразу несколькими авто, — объясняет он. — Ставить цены в долларах и делать скидки в зависимости от популярности машины: чем популярнее, тем дороже. Но даже и при таком раскладе никто брать не хочет. Предыдущий «Ситроен» 90-х годов больше месяца продавал. Покупатель рассказывал, что передумал ехать в Россию. Говорит, что у нас выбрать можно куда быстрее. Оно и понятно: хорошую бэушную легковушку там еще поискать. За один день не управиться.

В 2015 году обдурили моего знакомого из Могилева. Поехал за «Опелем» в Москву, купил за 5 тысяч долларов у какого-то строителя. А когда пришло время переоформлять, оказалось, что он в залоге у российского банка… Так что, отправляясь в соседнюю страну за столь дорогой покупкой, нужно быть готовым и к такому исходу.

ПРОБИВАЕМСЯ ближе к центральным рядам. Торговец Анатолий Евмененко с начала января не может сбыть «Фольксваген-Пассат» за 7 тысяч условных единиц. 

— Обидно, ведь два года назад моя ласточка стоила в два раза дороже. И все равно никому не нужна, у людей нет денег, — разводит руками Анатолий. 

 А вот цены на старушки «БМВ» держатся на одном уровне: 730D около 150 миллионов рублей, 320I — на 10 миллионов дешевле. Продавец одной из этих машин Андрей Помиранский выносит свой вердикт: время дефицита на авто прошло. Условия теперь диктует купец. Его «бэху» местные автолюбители недооценили: дали на 500 долларов меньше, чем та стоит на самом деле. Хотя из Германии, небитая и пробег оригинальный. 

Кризис затронул даже бренд последнего десятилетия — «Ауди-А4». Еще пять лет назад точно такая же могла уйти за почти 30 тысяч долларов. Обесценилась. Сейчас торгуют от чуть более 9 тысяч условных единиц.

В среднем цены на авто в Ждановичах — 10 тысяч долларов. Их возраст редко превышает 20-летнюю отметку. Ряды пестрят популярными «немцами» и «французами». Причем потенциальных покупателей гораздо больше, чем реальных. Может, многие ждут еще большего понижения цен?


АВТОРЫНОК «Северный» — на окраине Полоцка. Сюда пригоняют свои машины на комиссионную продажу не только полочане, но и жители окрестных деревень и районов. Всегда был выбор: будь то старые «Жигули» или «свежая» иномарка. После нового года ситуация с ассортиментом в корне изменилась. Оператор фирмы по комиссионной продаже автомобилей Владимир, счищая снег с «Ниссана-Икс- Трэйл», делится:

— «Японка» из салона. Продать попросил хозяин. Странно, почему-то купил новую и решил от нее избавиться. И цену поставил баснословную: 20 с лишним тысяч долларов. Ну, как говорится, хозяин-барин. Джип простоял два года. Отчаявшись, месяц назад сбили цену до 17 500 долларов. И все равно никто не берет. 

Такая же судьба, судя по всему, ждет «Ниву» 2015 года выпуска за 7200 долларов, «Субару-Форестер» семилетней давности за 13 500 условных единиц. «Опель-Астра» 2010 года тоже задержится на рынке, потому что меньше чем за 10 500 долларов его отдавать не хотят.

— А почему нет скидок, ведь не продадите авто? — интересуемся. 

Собеседник хотя и неохотно, но поясняет: 

— Стоимость своего автомобиля устанавливает хозяин. Я думаю, что он вряд ли загорится желанием отдавать его за 10 тысяч условных, в то время как купил за 20. 

Всего перед нами порядка сорока похожих легковушек. Фирма отвечает за их сохранность и чистый внешний вид. Ключи и документы от каждой — в сейфе. Идем с торговым агентом, он вводит в курс дела:

— Тариф постановки на нашу стоянку в будние дни 10 тысяч рублей в сутки, а в выходные — все 25 тысяч. Ночная автостоянка обойдется в 10 тысяч рублей. 

Подумать только, в какую сумму выльются два года такой парковки! Однако некоторые модели хватают сразу, не дав им «передохнуть» и дня. Владимир вспоминает последнюю удачную сделку, после которой продажи замерли:

— На позапрошлой неделе молодая семья без торгов купила «Рено-Меган» 2002 года за 2700 условных единиц. Я лишь прокатил главу семейства по территории рынка. Тот был в восторге, ведь теперь будет на чем ездить на рыбалку. 

В тренде еще «немолодые» «Фольксвагены», «Опели», «ВАЗы»… 

ПОКА беседовали, появился пенсионер из Новополоцка Дмитрий. Заметно, что присматривается к малолитражкам. 

— Выбираю технику для своего 22-летнего внука, — скептически рассматривая краску на кузове «Фольксвагена», объясняет нам. — Хочется поновее. Как думаете, битая?

Смотрю, какие-то парни принесли кусок магнита из громкоговорителя. Прикладывая к корпусу, проверяют, есть ли шпатлевка. Спустя два часа площадку утаптывает незнакомец, видимо, пытаясь сделать выбор между несколькими вариантами.

— Был случай, один сельчанин ходил к нам регулярно, как на прием к врачу, — смеется сотрудник фирмы Владимир. — Сперва один, определился с моделью. Затем привел своего соседа, который разбирается в моторах. На третий день присоединился какой-то Федя, принес увеличительное стекло и долго простукивал крылья и двери пальцем. Теперь люди сто раз подумают, прежде чем отдадут деньги. 

На парковке в двадцати метрах от рынка авто продают подпольно. У владельцев нет документов на право регистрации ИП. Но зато выбор более впечатляющий, чем на «Северном». Здесь свой ассортимент. Житель Полоцка Василий говорит почему-то шепотом:

— Продают в основном старые иномарки, в среднем за 2—3 тысячи долларов. Все зависит от состояния авто и пробега. Я с утра пригнал дизельный «Фольксваген-Пассат» своей жены — попросила. Готов отдать за 3 тысячи условных единиц. Ну же, берите!

ЕЩЕ один из местных «бизнесменов» посягнул на фотоаппарат — не понравилось, что снимаем его 25-летний «Опель». 

— Лучше будет, если уберете камеру, — кричит, закрывая рукой регистрационный номер. — Опять из милиции? 

Убедившись, что перед ним не правоохранители, представился Виктором и признался:

— Да, я нарушаю. Живу в деревне, работаю в хозяйстве полеводом. Этот «Опель» не продавал бы, ведь надежный, крепкий, не ржавеет даже. Но нужны деньги, собираюсь ремонтировать стены в доме, заменю крышу — течет по весне. Через полгода сын поступает в университет — опять же средства требуются. А без машины обойдусь как-нибудь. Не плачу арендную плату за место, ведь разорюсь, если торговля не пойдет. Цена на мой «Опель» слетела с двух тысяч условных единиц до тысячи. Разместил объявление в интернете, мобильный номер оставил — ни звонка… 

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что и на гомельском авторынке «Осовцы» застой. В администрации пояснили: 

— После нового года на автомобильном рынке стало пусто. За два выходных дня владельцы в среднем пригоняют и продают 100 легковушек. Это очень мало, с 2003 по 2010 год у нас не было где яблоку упасть. Обычно все 420 парковочных мест были заняты.

Какие авто в «Осовцах» сейчас? В основном подержанные японские и немецкие 90-х годов выпуска. Их клиент любит, потому как на ценниках до 5 тысяч долларов. Рядом стоят и новые иномарки из салона за 20—30 тысяч условных. Но эти, как белые вороны, внимание привлекают, но никто не может их купить.

— А покупателей в последнее время немного. Подсобили погода и обвал цен в России. Надеемся, что к лету дела пойдут в гору.

Директор одного из комиссионных автомобильных магазинов Дмитрий Сероокий так комментирует сложившуюся ситуацию:

— Затишье на авторынке страны в зимний сезон — обычное явление. Поэтому паниковать и строить какие-то прогнозы по январю-февралю не стоит. В целом наблюдается оживление торговли иномарками. На фоне колебаний российского рубля и нестабильности нашего увеличилась покупательская способность белорусов. Берут в основном «свежие» и недорогие кроссоверы — «Опель-Мокку», «Киа-Спортэйдж», легковушки «Хундай-Солярис», «Фольксваген-Поло», «Дэу-Джентру» и различные модели «Лады». Цены колеблются от 100 до 310 миллионов рублей за модель.

Впервые за многие годы стоимость новых и подержанных авто в нашей стране стала как никогда близка к российской. Однако сейчас почти невозможно продать по той цене, за которую купили пять лет назад. Нередко во время сделок купли-продажи возникают споры о реальной стоимости машины.

В ситуации, когда можно купить недорого новое авто, а свое продать сложно, популярность набирает система трейд-ин. При таком раскладе дел, как сейчас, через год она в нашей стране станет повсеместной.

СПРАВКА «СГ»

По данным Национального статкомитета, в 2015 году импорт легковых автомобилей в республику снизился. За январь—ноябрь завезено 86968 легковых авто. За этот же период 2014-го — 107294. А ввоз легковушек из России увеличился на 17634 автомобиля и составил 77838.

kovalev@sb.by

matelenok2011@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter