Легкое бюрократическое беспамятство

Странное известие пришло из Орши. Местное локомотивное депо уже не носит имя Константина Заслонова. Почему?


Странное известие пришло из Орши. Местное локомотивное депо уже не носит имя Героя Советского Союза Константина Заслонова. Почему? Неуловимый подпольщик и бесстрашный партизанский комбриг, работавший в депо во время оккупации, — символ стойкости, мужества и патриотизма для всей Беларуси. Имя Заслонова было присвоено депо еще в 1947 году. Неудивительно, что новость у многих, особенно у ветеранов, вызвала недоумение и возмущение. Так что же все–таки произошло? За ответом на этот вопрос я отправился в Оршу.

В городе первым делом обошел железнодорожный вокзал. Могила и бронзовый памятник Заслонову на месте. Его имя по–прежнему на стеле и над зданием депо. Однако ветераны Великой Отечественной настаивают: основания для беспокойства есть. 86–летний Сергей Васильевич Шнитков — коренной оршанец. В 16 лет он ушел в Богушевскую партизанскую бригаду, которая базировалась по соседству с бригадой Заслонова. Несколько раз встречал и самого Константина Сергеевича, хотя лично знаком не был. После освобождения Орши Сергей Васильевич восстанавливал депо. 



Работал там слесарем. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Вернулся в родное депо, где был бригадиром, возглавлял партийную организацию и в итоге дослужился до заместителя начальника. Делами родной организации интересуется по–прежнему:
— Недавно мне звонил товарищ из России. В Оршу он приезжает к дочке. Рассказал, что во время последнего визита в город узнал, что у депо больше нет имени Заслонова. В профкоме предприятия мне это подтвердили. Правда, с оговоркой: мол, имя героя стараются вернуть. Но для этого все не найдут какой–то документ.

Друзья–ветераны Шниткова, а также бывшие коллеги–железнодорожники удивлены и растеряны. Люди, работавшие в депо рядом с Заслоновым, сражавшиеся с ним бок о бок, еще в 1947–м добились, чтобы их предприятие носило имя героя. С этим и жили...

Директор оршанского мемориального музея К.Заслонова Людмила Сурдова происходящему удивляется не меньше:
— На всех экскурсиях, при посещении школ, где проводим тематические уроки, продолжаем говорить, что имя Заслонова носит самое известное предприятие города — депо. А оказывается, что в его учредительных документах, на бланках и печати имени Заслонова нет! Причем — давно. До сих пор это тщательно скрывалось. Когда мы об этом узнали и попытались прояснить ситуацию, нам сказали: не вмешивайтесь.



Куда пропал документ?

Побывав в локомотивном депо, я узнал, что лет шесть назад здесь проходила реорганизация. Переделывали учредительные документы. Из вышестоящей организации — Минского отделения Белорусской железной дороги — обратно в Оршу они вернулись без имени Заслонова. Тогда значения этому не придали. Ведь на печати оно продолжало оставаться. А два года назад произошло неожиданное. Накануне выдачи заработной платы в банке бухгалтеру депо сказали: нестыковочка! 

По документам у предприятия нет имени Заслонова, а на печати — есть. Нужно привести в соответствие. А то денег на зарплату не дадим. Оставить без зарплаты более 1.300 работников, естественно, не рискнули. И с печати срочно убрали имя Заслонова. После, правда, попытались вернуть на место. Но Минское отделение БелЖД затребовало документ, подтверждающий, что имя Заслонова присваивалось депо. И вот ведь незадача: именно эта бумага, по словам старшего хранителя музея депо Александра Петрусева, куда–то запропастилась:
— В архиве управления Белорусской железной дороги документа нет. Как нет и в Национальном историческом архиве Беларуси. Не находят его пока и в Национальном архиве страны.

В витебских архивах Александру Ивановичу удалось раскопать несколько любопытных бумаг. Одна из них — протокол объединенного заседания Оршанского горисполкома и райисполкома с участием рабочих, интеллигенции и партизан от 1944 года. В нем записано: ходатайство персонала депо о присвоении имени Заслонова удовлетворить. А в 1947–м Оршанский горком КП(б) в связи с 5–летней годовщиной смерти героя постановил: могилу Заслонова из деревни Куповать перенести на привокзальную площадь в Оршу, а также «считать необходимым присвоить его имя оршанскому депо. Просить ЦК КП(б) Беларуси поручить Совмину БССР рассмотреть данный вопрос». Но подтверждения, что на столь высоком уровне вопрос «рассмотрели и одобрили», сегодня нет.

Когда проблему мы обсуждали с заместителем начальника Оршанского локомотивного депо по идеологической работе Александром Куликом, я узнал о существовании любопытной и с исторической точки зрения невероятной версии:
— Один из наших старожилов обмолвился, что такого документа нет вовсе. Мол, оршанские железнодорожники сами присвоили себе имя Заслонова. Без одобрения сверху.

Что такой поступок мог иметь место в те времена, верится с трудом. Поэтому Петрусев и Кулик стараются решить проблему юридическим путем. Они надеются найти подтверждающий документ в архивах Беларуси. Если потребуется, отправят запрос в Москву. Ведь в возвращении имени Заслонова они заинтересованы не меньше, чем ветераны или музейные работники.

Именем Героя

Людмила Сурдова рассказала, что ей звонила дочь Заслонова — Ирина Константиновна. Она живет в Минске. Ее тревожит сложившаяся ситуация. Музейщики и рады бы помочь. Но как они могут повлиять на железнодорожников? А вот ветеран Шнитков настроен более решительно. Произошедшее считает не иначе как произволом:
— Неужели руководители в Минске и Орше не понимают, что с такими историческими фигурами, как Заслонов, нельзя так поступать?! Пока я жив, буду добиваться, чтобы имя Героя вернули депо. Если потребуется, напишу письмо Президенту.

К слову, не исключают такого поворота событий и оршанские железнодорожники. Если найти нужные документы не удастся, они тоже готовы обратиться к Президенту.

***

За голову Заслонова (живого или мертвого) немцы и их местные прихвостни обещали огромную награду: 50 тысяч немецких марок, железный крест и два поместья в Германии. Однако в 1942–м никто из жителей деревни Куповать, которую называли партизанской столицей, не пошел на сделку с врагами. Убедительнейшее свидетельство глубокого уважения и народной любви к этому человеку. В этом году, между прочим, отмечается 70–летие присвоения Константину Сергеевичу звания Героя Советского Союза и 65 лет исполняется музею Заслонова в Орше. Лично я уверен, что из этого боя Константин Заслонов выйдет победителем. Должен выйти.

Факт

В локомотивном депо Орша эксплуатируется именной тепловоз К.Заслонова. В 2011 году работниками депо были собраны деньги для издания книги «Фамилия», написанной дочерью легендарного комбрига. Ежегодно коллектив депо посещает мемориал на месте гибели Заслонова в деревне Куповать Сенненского района.

Справка «СБ»

Константин Сергеевич Заслонов родился 7 января 1910 года в городе Осташков Тверской губернии. В 1927 году поступил в великолукскую профтехшколу железнодорожного транспорта. Учился в Ленинградском институте железнодорожного транспорта. Работал на Уссурийской железной дороге, в Витебске и Рославле. Накануне Великой Отечественной назначен начальником паровозного депо железнодорожной станции Орша. 

В Орше в тылу врага организовал подпольную группу, благодаря диверсиям которой наступление на Москву было приостановлено на несколько недель. В феврале 1942–го создал партизанский отряд «Дяди Кости», разросшийся со временем до партизанской бригады. Погиб 14 ноября 1942 года. 7 марта 1943 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Улицы имени Заслонова есть более чем в 40 населенных пунктах Беларуси, а также в российских городах Осташков, Невель, Санкт–Петербург. О герое сложены песни, снят художественный фильм, поставлен спектакль.

Мнение по поводу

Юрий Воробьев, начальник отдела идеологии Минского отделения Белорусской железной дороги:
— Оршанское депо предприняло все зависящие от него меры. Запросы отправлены в архив. Вопрос на контроле. Когда подтверждающие бумаги найдутся, в документы депо внесут изменения. И оно снова официально будет носить имя Заслонова. Это наше лицо, и мы, железнодорожники, более чем кто–либо заинтересованы в сохранении своей истории. В том, чтобы и ветераны, и подрастающее поколение ею гордились.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter