Легко ли пройти таможню?

Беларусь продолжает создавать правовую базу для сотрудничества со странами СНГВчера депутаты Палаты представителей рассмотрели ряд законопроектов, касающихся урегулирования взаимоотношений с Россией, Азербайджаном и другими государствами Содружества.

В частности, парламентариями ратифицировано межправительственное белорусско-российское соглашение о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами двух стран.
Как сообщил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Леонид Досов, транзитные фуры, следующие в Москву или Смоленск, на той же брестской таможне будут проходить контроль за считанные минуты. Достаточно будет предъявить документ “обеспечения уплаты таможенных платежей” в российский таможенный орган и отправляться в путь. Естественно, данные платежи пойдут в российский бюджет. Если же по каким-то причинам товары “до пункта назначения не доедут”, а пойдут на прилавки Мозыря или Ганцевичей, то сумма “обеспечения” должна быть перечислена в белорусскую казну.
Беларусь как транзитная страна заинтересована в том, чтобы через нее проходил как можно больший международный товарный поток. Ведь средства за транзит в будущем могут достичь размеров, сопоставимых даже с экспортом белорусской продукции. Однако это не значит, что ради этого стоит уходить от контроля перемещаемых грузов. Подобное уже было в начале 90-х годов. В итоге страна получила коррупцию и наводнение республики “черным” импортом, который не проходил никаких сертификаций и с которого в бюджет не попадало ни рубля. Именно этим объясняется введение “обеспечения уплаты таможенных платежей”, когда предприниматель как бы вносит залог, что товар проследует, как и записано в накладной.
Эта мера до сих пор воспринимается неоднозначно. Однако статистка — вещь упрямая. “Транзит в этом году возрос на 26 процентов. Это достаточно солидная цифра”, — говорил вчера в Палате представителей Леонид Досов. В целом же через Беларусь в нынешнем году проследовало более полумиллиона транспортных средств.
Впрочем, несмотря на столь “солидные” показатели, депутаты высказали и ряд резких замечаний в адрес Государственного таможенного комитета. Виктор Кучинский, например, вспомнив об очередях на латвийско-российской границе, заключил, что автоперевозчики все же предпочитают чуть ли не неделю “потерять на объездных дорогах”, только бы не испытывать судьбу в Беларуси. Благо Леонид Досов ответил, что у нас нет на границе “серых” и “черных” схем. И тем, кто не везет контрабандный груз, нечего боятся ни в Бресте, ни в Гродно.
Прозвучали и нарекания на то, что нормативно-правовые документы, регламентирующие таможенную деятельность, порой противоречат друг другу, что порождает субъективизм и ведет к конфликтам. Это касается в том числе и ввоза в Беларусь иномарок. Депутатов не особенно убедили слова Леонида Досова о том, что из десятков тысяч “автоперегонщиков” всегда найдется несколько человек, которые будут недовольны действиями таможенников. “Существование таможни как таковой и не может вызывать радостные чувства, потому что она, по сути, отнимает время и деньги”. Эти слова Леонида Досова, впрочем, не противоречат сказанному Виктором Кучинским, что отношение к людям должно быть всегда корректным и справедливым...
Итог жаркой дискуссии подвел Председатель Палаты представителей Вадим Попов: “Ратификация межправительственного соглашения о транзите товаров — это еще один шаг в создании правового поля между Беларусью и Россией”.
Вчера депутаты также ратифицировали межправительственное белорусско-азербайджанское соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан, временно работающих на территории двух стран, и документ о подготовке кадров для органов внутренних дел и внутренних войск государств — участников СНГ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter