Легко ли быть… «зайцем»?

Признаюсь, читатель, в одном некрасивом поступке – весь сентябрь разъезжала я в нашем общественном транспорте отчаянным безбилетником. А что было делать: проездной на автобус—троллейбус честно купила накануне, но в первую же поездку документ ловко вытащили

Надо  ли  ревизору  и  кондуктору  становиться  «волком»,  чтобы  научить  людей  платить 

Признаюсь, читатель, в одном некрасивом поступке – весь сентябрь разъезжала я в нашем общественном транспорте отчаянным безбилетником. А что было делать: проездной на автобус—троллейбус честно купила накануне, но в первую же поездку документ ловко вытащили карманники. Погоревав с полдня, решила не смиряться пред ударами судьбы, а провести небольшой журналистский эксперимент. Бесчеловечный для моей законопослушной натуры, но познавательный. Главное, что меня интересовало, – смогу ли, вжившись в шкуру «зайца», безнаказанно колесить в общественном транспорте, не потратив ни единого рубля на билет или штраф? И так ли прогрессирует либерализм в отношении наших граждан со стороны контролеров, как это мне и другим законопослушным владельцам проездных стало казаться в последнее время? 

Скажу сразу: на работу из дома добираться всего две-три остановки, потому за чистоту эксперимента не поручусь. Попробуйте-ка сами, к примеру, проехать на троллейбусе из Красного Бора без билета в центр – тут нужны, без сомнения, стальные нервы, чтобы не озираться всякий раз в поисках ревизора и выдержать натиск кондуктора, который в любом случае за время поездки прорвется к вам сквозь любую толпу. То ли дело две остановки — продержаться не так и трудно. 

Что и подтвердила первая «ходка». В восемь утра троллейбус набит битком – для таких, как я, «несознательных» граждан лучше не придумать. Кондуктор застрял где-то в середине вагона и пытается докричаться до тех, кто столпился у дверей. Бесполезно, «одноостановочников» на 600 рублей не раскрутишь ни в жизнь, разве только совсем робких. А если и раскрутишь, то доставать наличные будут надувшись, всем своим видом показывая, что отнимают последнее. 

— За одну остановку по закону уплачивать не положено, — осведомленно заявило внушительных размеров бесполое существо, и кондуктор обомлела от такой наглости. По закону как раз-таки очень даже положено: раз сел в транспорт — плати без всяких скидок. Но нередко кондукторы сами машут рукой, мол, езжайте. Спасибо за сочувствие. 

Следующий рейс — в обед – совершаю в полупустом новеньком троллейбусе, по которому ходит строгая тетя-кондуктор. Делаю вид каменно-неприступный. Диалог между нами недолгий: 

— Ваш билет? 

— Проездной. 

С удивительной легкостью та поверила на слово и взялась за других. С обеда еду уже «студенткой»: кондукторы почему-то так и норовят сами мне всучить льготный (хорошо, что ли, сохранилась?) да и документов опять же не требуют. 

Как выяснилось в процессе эксперимента, изощренных уловок «откосить» от покупки проездного талончика уйма. К примеру, тебе вот-вот выходить, а кондуктор надвигается неотвратимо, как айсберг. Что делать? Начинаю долго рыться в сумочке, пытаясь выудить 600 рублей. Дверь открывается — тут меня и видели. Еще один беспроигрышный ход — зайти в первую дверь и топтаться у двери водителя, ожидая остановки. Он продавать билет на ходу права не имеет. Ну и народная примета: если в салоне нет контролера, можно смело ехать «зайцем». Как и в салоне старенького «рогатого» — продавцов талончиков там обычно не водится. 

Вот так, всеми правдами и неправдами откаталась я «зайцем» ровно четыре недели. А потом прикинула, на сколько рублей, извините, нагрела, родное государство. Если посчитать стоимость поездки на работу и обратно,  на обед и обратно и несколько внеплановых рейсов, то получится 82 тысячи рублей с хвостиком! Вот это сэкономила! Впрочем, в моем случае проездной все же куплен был накануне, так что особого урона транспортному бюджету я не нанесла. Но мало ли тех, кто вот так «экспериментирует» — не понарошку, а в «реале»? Бюджет от этих «ушастых» страдает тоже вполне реально. В столице, к примеру, ежегодно недополучает 13—15 процентов. Зачем тогда кондукторы? 

«Они уже доказали эффективность своей работы, — пояснили «Р» в КУП «Минск-транс». — Помогли увеличить в 2007 году количество платных пассажиров на 10 процентов (ранее их число неуклонно снижалось), повысилась и окупаемость работы транспорта. Почему не изменяется процент 13—15? Уж очень «зайцы» у нас ушлые, да и кондукторов на каждый рейс не напасешься…» 

Интересно, а попробовала бы я, к примеру, в Берлине месяц кататься в тамошнем транспорте за здорово живешь! Ревизоры – на каждом шагу, ходят по трое. Вид свирепый и бескомпромиссный. В Праге наш гид о жесткости чешских ревизоров такие ужасы рассказывал, что платили как миленькие все по 20 крон за проезд (2 тысячи на наши деньги). Да зачем далеко ходить — в Вильнюсе (а талончик на один проезд стоит там полдоллара), только ступив на литовскую землю, меня чуть не депортировали. Лишь за то, что одну остановку бесплатно рискнула проехать. Вообще, за границей первое, что отмечаешь в общественном транспорте, – какая-то поголовная дисциплинированность. Не успел человек зайти в автобус – сразу бросается к компостеру или водителю (проездной показать). Как это удалось воспитать в людях, не пойму. Не только ведь штрафами, однозначно. Скорее, аксиома «Соблюдать закон – это закон» у них в крови. 

Конечно, я не призываю у нас объявить всем «зайцам» войну.  Тем более что многие из нас не могут позволить себе бесплатных разъездов независимо от расстояния просто потому, что так воспитаны. Но неплохо бы и остальным приучить себя соблюдать закон и в таких мелочах. Да что лицемерить, жесткость транспортных контролеров не последнее дело в воспитании общественной сознательности и законопослушности. Вчера вот, как только заметила в троллейбусе кондуктора-мужчину весьма солидной комплекции и с суровым взглядом, тут же словно под гипнозом протянула 600 рублей… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter