Нина Шарубина вполне могла стать и эстрадной звездой, но сделала осознанный выбор в пользу оперного искусства

Легко ли быть примадонной

Родилась Нина Шарубина на Могилевщине в небольшой деревне Калиновая на берегу Днепра. В ее семье всегда любили музыку, поэтому девочка училась и в обычной, и в музыкальной школах.

Фото предоставлено пресс-службой театра

— Пусть это звучит банально — я пела, сколько себя помню, хотя нот до школы не знала: заучивала песни, звучавшие по радио, слушала виниловые пластинки. Зато в школе у нас были хор, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, вокально-инструментальный ансамбль. Это было золотое время для музыкальной школы. Дети учились бесплатно, педагоги приезжали из Могилева. На базе хора был создан вокальный квартет, участницей которого была и я. Мы даже дважды становились лауреатами популярного в те годы телевизионного музыкального конкурса “Красные гвоздики”. Когда я в первый раз увидела фортепиано, очень захотела заниматься на этом инструменте. Но мне предложили обучение на баяне, родители купили красивый инкрустированный инструмент, и я начала учиться.

При всей любви к музыке она хотела стать юристом. Даже пыталась поступать на юрфак БГУ. Так как десятилетку окончила с золотой медалью, ей надо было сдать всего один экзамен по истории, но обязательно на отлично. Нина получила четыре, чему поклонники ее таланта задним числом могут только порадоваться, поскольку при успешном вступительном испытании на юрфак ее профессией вряд стала бы музыка.

— Я решила не сдавать остальных экзаменов, забрала документы и поступила на отделение хорового дирижирования в Могилевское музыкальное училище, в класс к Татьяне Васильевне Кузиной. На втором курсе к нам пришла прекрасный педагог Людмила Евгеньевна Браиловская, окончившая в свое время Московскую консерваторию по классу вокала. Она преподавала у нас постановку голоса и организовала кружок “Днепровская лира” для солистов-вокалистов в Могилевском Дворце культуры и техники “Химволокно”. Среди участников кружка были люди разных профессий — инженеры, учителя, рабочие. Занятия абсолютно бесплатные. Мы все очень дружили и сейчас со многими поддерживаем отношения. Олег Ковалевский — солист хора Белтелерадиокомпании. Танечка Бедуленко окончила московский вуз и работала в театре Бориса Покровского. Валечка Степанова не стала профессиональным музыкантом, но продолжала заниматься в студии. Сережа Франковский — наш прекрасный тенор, народный артист Беларуси. Мои дорогие учителя Татьяна Васильевна Кузина и Людмила Евгеньевна Браиловская с годами стали близкими, родными людьми. Мое сердце переполняют благодарность и огромное уважение к ним.

Во время учебы в музыкальном училище Нина Шарубина пела эстрадные произведения, но продолжала мечтать об оперной сцене и упорно стремилась получить высшее музыкальное образование.

— Три года я действительно пела в ВИА и с удовольствием исполняла шлягеры того времени. Получалось неплохо. Мы даже ездили на гастроли в Туркменистан и Нижневартовск. Как-то после очередных гастролей я пришла на занятия к Браиловской усталая, “выжатая”, и она мне сказала: “Ты, деточка, определись — или ты поешь эстраду, или занимаешься академическим вокалом. Голос надо беречь”. Я думала ровно три минуты. С тех пор эстраду больше не пела.

Два года по распределению Нина работала учителем музыки в сельской музыкальной школе в Климовичском районе, в 160 км от Могилева. Затем еще год дорабатывала в музыкальной школе в деревне, расположенной поближе к областному центру.

— Однако я по-прежнему каждую неделю ездила в Могилев заниматься вокалом. Очень хотелось петь и я старалась не пропускать ни одного занятия. Помню, была гололедица, автобус не приехал и мне пришлось 6 километров идти пешком до Могилева, чтобы не пропустить урок. Сейчас я всегда говорю своим ученикам: если есть цель — идите к ней, нельзя сдаваться и сидеть сложа руки.

В Московскую консерваторию и Гнесинский институт пыталась поступать четыре года подряд. В Москву приезжали талантливые ребята со всего Советского Союза, был очень строгий отбор. Когда в 1989 году я в очередной раз не поступила и вернулась в Могилев разочарованная, то случайно встретила на улице директора училища Леонида Леонидовича Иванова. Он сказал: “Срочно подавай документы в нашу консерваторию!” В принципе, к экзаменам я была готова, поскольку каждый год готовила программы для поступления в Московскую консерваторию. И меня приняли с пятеркой в класс Валентины Николаевны Рогович.

После консерватории и ассистентуры-стажировки у профессора Леонида Петровича Ивашкова Нину Шарубину пригласили на работу в Могилевскую филармонию — солисткой. При этом она регулярно занималась с концертмейстером в консерватории в Минске. Эти занятия не прошли даром. Ее карьера в белорусском театре оперы началась, когда ей исполнилось без малого 40 лет.

— Зная четко, чего я хочу, много раз прослушивалась в оперный театр, однако в штат была зачислена только в 2002 году. По средним меркам я пришла в театр поздновато. Зато сразу стала петь ведущий репертуар. Первой была партия Амелии из оперы “Бал-маскарад” Верди. Потом — “Чио-Чио-сан” Пуччини, “Пиковая дама” Чайковского, “Аида”, “Тоска”, Абигайль в “Набукко”. За первый год я выучила и спела пять партий. Наверное, просто была готова к этому, причем не только с точки зрения вокала, но и психологически. Однако хочу подчеркнуть, что в нашей профессии один в поле не воин. Спектакль — это труд очень многих людей, начиная от сотрудников пошивочных цехов до артистов хора, оркестра, солистов. Все мои звания и награды — оценка большого труда многих людей.

Назначение председателем совета фонда Президента по поддержке культуры и искусства Нина Шарубина считает очень почетным, но и весьма ответственным.

— Это стало для меня полной неожиданностью, поэтому пока не могу говорить о какой-то конкретике. Сейчас изучаю историю и деятельность фонда, его положения, обновленные в январе указом Президента. В совете фонда есть представители практически каждого региона нашей страны. Из тех, кого я знаю лично, — Василий Раинчик, Михаил Финберг, Александр Ефремов, первый заместитель министра культуры Ирина Дрига. У нас огромный фронт работ, связанный с библиотеками и музеями, театрами, архитектурными и литературными памятниками, учебными заведениями, мемориальными комплексами и историческими памятниками.
В январе 2017 года Нина Шарубина стала председателем совета фонда Президента Беларуси по поддержке культуры и искусства. Согласитесь, это уже говорит о многом. Не оставались ее заслуги незамеченными и прежде. В 2008-м она удостоилась медали Франциска Скорины, в 2013-м ей была присуждена Государственная премия в области литературы, искусства и архитектуры. Ведущий мастер сцены Национального академического Большого театра оперы и балета. Примадонна, народная артистка Беларуси
ЛЮБИМЫЕ ПАРТИИ

— Когда-то наш замечательный дирижер Николай Сергеевич Колядко назвал меня “вердиевской певицей”. Мне очень нравится партия Абигайль из “Набукко” Верди. Она ложится на голос, несмотря на то что считается одной из самых технически и вокально сложных сопрановых партий. Из других — очень люблю Тоску. Чио-чио-сан — сложная и очень драматичная партия. По метражу она — “марафон”, более часа чистого пения. Одна из любимейших — Сантуцца из “Сельской чести” Пьетро Масканьи, драматическая с первого выхода, с первой ноты. Очень люблю Ярославну в “Князе Игоре” Александра Бородина. Сильный, светлый, красивый образ.

Ольга Савицкая

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter