Легко ли быть лучшим?

Когда я узнал, что отдельный батальон патрульно-постовой службы милиции УВД Могилевского облисполкома вот уже 5 лет подряд является лучшим среди аналогичных подразделений республики, поспешил договориться об интервью с комбатом Александром Атрошенко.
Когда я узнал, что отдельный батальон патрульно-постовой службы милиции УВД Могилевского облисполкома вот уже 5 лет подряд является лучшим среди аналогичных подразделений республики, поспешил договориться об интервью с комбатом Александром Атрошенко. Встретился, поговорил. Беседа, однако, получилась совсем не такой, как я ожидал...

Для начала статистика: за 11 месяцев 2002 года милиционерами батальона раскрыто 259 преступлений. На фоне уголовного розыска или отдела по борьбе с экономической преступностью цифра может показаться не такой уж и большой. Но ведь раскрытие преступлений не самоцель сержантов патрульной службы. Главное - охрана общественного порядка. Иными словами - сохранение покоя каждого добропорядочного человека, знающего, что он может, не боясь хулиганов, спокойно выйти вечером на улицу.

Конечно, рассказывая о батальоне, можно было бы ограничиться парой-тройкой бойких примеров. Затем, сказав дежурное "вот какие классные ребята среди патрульных", поставить точку. Но в этом случае "за кадром" осталась бы масса проблем, которых в патрульно-постовой службе предостаточно.

Во-первых, за последние 10 лет сократилась численность батальона. Если в 1992 году он насчитывал в своих рядах 325 человек, то сейчас - лишь 171.

- Город полностью "закрыть" не удается, - разводит руками комбат Александр Атрошенко. - Скажем, Ленинский район Могилева обслуживает взвод из 36 человек. Ежедневно на маршруты выходит 8 нарядов - два днем и три-четыре во вторую смену. На достаточно сложный район это очень мало. Все упирается в отсутствие средств. Обращались за помощью в горисполком, облисполком - чтобы власть помогла материально. Но ответа нет. Вот и пришлось в этом году сократить 10 человек...

Конечно, можно сказать, что в сложных экономических условиях в том числе и милиция должна работать не числом, а умением. Но это в идеале. Реально не все так просто. Это только в дорожно-патрульной службе ГАИ и "Охране" нет отбоя от кандидатов на милицейские погоны. В ППСМ же идут не очень охотно: кому хочется по 8 часов проводить на улице - и под проливным дождем, и в палящий зной. Вот и получается, что основной контингент батальона - те, кто после окончания того же ПТУ без опыта, без квалификации не смог устроиться по специальности. Лишь 20 процентов личного состава здесь те, кто рассматривает патрульную службу как ступеньку для дальнейшей милицейской карьеры.

Не надо думать, что патрулировать улицу выходит лишь бы кто. Из "зеленых" юнцов в батальоне делают настоящих профессионалов. Тех, которые могут раскрыть преступление в считанные часы. Был случай, когда на станции Луполово неизвестный совершил разбойное нападение на женщину. А через три часа преступник был задержан почти за 10 километров от места преступления - по приметам. Это ли не свидетельство профессионализма?! Впрочем, ставшие настоящими профессионалами в батальоне надолго не задерживаются - их забирают в другие службы. Так что отдельный батальон патрульно-постовой службы можно рассматривать еще и как настоящую милицейскую школу.

"Школа" эта, впрочем, испытывает те же проблемы, что и весь институт образования. В первую очередь речь идет о нехватке денег. Транспорта, скажем, в достатке. А с топливом напряженка: того, что выделяется, хватает уазу на 68 километров пробега по городу - на день. Можно ли в таком случае говорить о 100-процентном охвате подведомственных территорий? Вряд ли.

Может показаться невероятным, но далеко не все сержанты-патрульные представляют, как звучит "голос" их табельного оружия (ни разу не стреляли из своих "макаровых"). По одной простой причине - нет средств на приобретение патронов для учебных стрельб. (Ситуация, по словам милиционеров, характерна для всей республики. - П.М.) На тренировках только и остается стрелять из спортивного пистолета Марголина. Равносильно тому, что водителя КамАЗа будут обучать за рулем "Запорожца"...

О проблемах отдельного батальона патрульно-постовой службы можно говорить еще много. Но и без того ясно: быть лучшими ой как непросто. В первую очередь из-за финансовых проблем. Конечно, кто-то скажет, что "всем сейчас тяжело". Но только стоит ли экономить на милиции - иными словами, на нашей с вами безопасности?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter