Председатель концерна «Беллегпром» — об итогах года со знаком плюс и модернизации производств

Легкая на подъеме

Пандемия, закрытие границ, рост цен на ввозимое сырье, санкции — для белорусских производителей настало время возможностей: стать сильнее и конкурентоспособнее, освоить новые рынки, заключить выгодные контракты. Как живется отечественному легпрому, что стало его брендом, каковы итоги работы отрасли в ушедшем году, «Р» узнала у председателя концерна «Беллегпром» Татьяны Лугиной.


Вышли в плюс

— Татьяна Алексеевна, каким был 2021-й для белорусского легпрома?


— Прошлый год по показателям неплохой. Не могу сказать, что он нам дался легко. Пришлось трудиться достаточно интенсивно, управлять бизнес-процессами на предприятиях, чтобы прийти к таким итоговым цифрам.

Темпы роста объемов в стоимостном выражении составили 109 процентов, индекс ­промышленного производства — 100,8. Экспорт — 120 процентов, то есть динамика у нас была большая. Свою продукцию поставляли в 51 страну мира.

Что нас не могло не радовать, так это то, что восстановились и приумножились ­рынки ЕС, Америки и дальней дуги по поставкам льняной ткани, льняных изделий. Потому что в 2020-м — в период ковидных ограничений и «замерших» рынков — мы наблюдали спад экспорта именно по этой группе товаров. Как следствие, по итогам работы 2020 года — прирост остатков Оршанского льнокомбината. В 2021-м мы стабилизировали ситуацию: и производственную программу реализовали, и уменьшили остатки на треть.

Ну и конечно, более 50 стран поставок — достаточно хороший результат. В рамках программы развития экспорта легкой промышленности на 2022 год мы работаем над новыми стратегиями для того, чтобы прибывать и прирастать на существующих рынках и, безусловно, двигаться по новым.

Рентабельность продаж у нас положительная: почти 8 процентов по ряду организаций, 10 — в целом по концерну. Примечательно, что инновационная продукция предприятий концерна (с учетом всех бизнес-планов инновационных проектов, которые реализовывались на протяжении последних пяти лет) составила 13,1 процента при доведенном показателе 10,7.



Выручка от реализации продукции — около 2 миллионов рублей с темпом 119,5 процента к 2020 году. Прибыль от реализации продукции — 202,6 миллиона рублей, темп — 111,9 процента. Чистая прибыль — 98 миллионов рублей с темпом 179,4 процента к 2020-му. 

Хочу отметить уменьшение на 35 процентов убыточных промышленных организаций за прошедший год. Осталось лишь 11 предприятий, которые имели в декабре отрицательные финансово-экономические показатели.

Очень важный показатель — это рост средней зарплаты. Индикатор, который стоит, наверное, у каждого руководителя на контроле. Так вот, средняя зарплата по итогам года составила 977 рублей с темпом 119,4 процента к 2020-му. Рост реальной — 109,1 процента. По этому пункту стоит пояснить, что темпы роста зарплаты не могут превышать темпы роста производительности труда — по выручке либо по объемам производства. Важно соблюдать этот баланс. 

Также хотела обратить внимание, что мы — отрасль, очень зависящая от импортного сырья, которое у нас составляет 70 процентов от всех сырьевых ресурсов. Например, цена за хлопок в 2021-м выросла на 63 процента. Но, невзирая на ввозное сырье, по предприятиям в структуре концерна у нас положительное сальдо внешней торговли, которое составило 210 миллионов долларов по итогам года.



— Влияют ли на работу отрасли санкции?

— Нельзя сказать, что мы их не замечаем. Где-то поменялись логистические схемы поставок — химии, комплектующих, материалов. Если многие предприятия напрямую сотрудничали с ЕС — например, Швейцария, Германия много поставляли в отрасль химических компонентов для крашения, мягчения, обработки ткани, то сегодня либо наши руководители переориентировались на турецких и индийских поставщиков, либо изменились логистические схемы и теперь эти же западные продукты доставляются через Турцию или Россию.

Покупатель уже знает, что синонимом словосочетания «Сделано в Беларуси» является слово «качество».

По сбыту — да, есть некоторые сложности. Все-таки пандемия, закрытие границ, санкции, безусловно, явно не улучшают взаимодействие с покупателем. Продукция легкой промышленности требует не только визуальной оценки, но и тактильной. И довольно нелегко дистанционно — какое бы у тебя ни было прекрасное предприятие — завести новый контакт. Сегодня в мире у всех уже наработаны связи. И очень сложно предложить что-то уникальное, чтобы от этих привычных отлаженных деловых взаимодействий клиент перешел к нам.

Хотя многое, что мы наблюдаем в последние год-два в области логистики, которая подорожала в начале 2021-го, в некоторых моментах можно перевести в плюс. Логистика стала затратнее и по времени, и по деньгам: даже наши партнеры из России сетуют, что поставки из Китая стали несвоевременны, не всегда выдерживаются сроки или условия договоров. Поэтому сейчас, считаю, однозначно происходит некая переориентация рынка. Мы об этом еще весной ­2021-го говорили своим директорам. Надо быть более активными. Именно в такие «смутные» времена следует думать, куда встроиться. Время кризисов, каких-то неясностей, как известно, это время возможностей. Нестандартные решения, формы сотрудничества, выходы на новые рынки, кооперация, интересные предложения должны иметь место. 

В ногу со временем

— Сейчас важно не только выпускать товар, но еще и понимать, что и куда продавать. Внедряют ли предприятия концерна какие-то новые механизмы?

— Мы продолжаем осваивать маркетплейсы. Сегодня существует очень много инструментов, чтобы на этих онлайн-площадках в поисковых системах оказываться в первых строчках. Для нас были и остаются задачи по увеличению доли всей реализованной продукции через эти каналы.


В концерне «Беллегпром» уделяют большое внимание модернизации производств

Люди меняются, поколения меняются, сегодня каждый хочет получать информацию через гаджеты. Поэтому онлайн-коммуникации с клиентом посредством сайтов, социальных сетей, где есть ассортимент, актуальные сведения, скидки, розыгрыши, — это тоже искусство. Такие маркетинговые ходы на многих предприятиях уже применяются, но на некоторых еще следует внедрять или дорабатывать. Уверена, руководителям не стоит жалеть денежных средств, чтобы в своей команде иметь профессионалов c digital-навыками. Ведь сегодня в Instagram или YouTube можно стать популярным за день-два.

— Вы уже затронули тему складских запасов. Насколько они сейчас велики на предприятиях?

— В целом прошлый год по остаткам был неплох для многих компаний. У нас в структуре 54 промышленных предприятия, и только три приросли по итогам 2021-го.

Объясню: 50 процентов сегодняшних запасов — это госпредприятия, и столько же сконцентрировано на складах всего нескольких частных производителей — «Белвест», «Брестский чулочный комбинат» (БЧК), «Милавица» и «Конте Спа». Руководство этих компаний не считает это проблемой. Почему? Потому что у них на складе в учетной политике, во-первых, очень большой перечень товара и большая ассортиментная матрица. Во-вторых, на складе того же «Конте Спа» или БЧК формируется интернет-магазин. То есть товар должен быть в большом количестве, в шкале размеров, ростов, цветовой гаммы. Это все равно как оптовый склад.



Мы, конечно же, доводим им показатели по рекомендуемому уровню запасов, но, на мой взгляд, если этот бизнес успешный, а мы знаем, что и «Милавица», и «Конте Спа», и БЧК имеют прибыльность на одного работника в разы больше, чем у госсектора, если мы знаем, что у «Конте Спа» рентабельность бывает от 15 до 25 процентов, то они сами могут дать оценку, сколько остатков им держать на складе.

Сила — в качестве

— Недорогие азиатские товары и масс-маркет отечественный легпром обойти по цене не может. На что же делается ставка?

— Мы давно для себя решили так: секонд-хенд — это одна группа товаров. Стоковые товары европейских заказчиков, но производителей, подчеркиваю, азиатских — это вторая группа товаров, а третья — это азиатские производители, цена на товары которых намного ниже наших из-за невысоких затрат. Мы сравнивали неоднократно аналогичные товары по затратной части с белорусскими. В итоге мы с ними уже не конкурируем. Понимаем, что каждый товар должен быть на рынке. По разным причинам. Товар, выпущенный на наших предприятиях, в общем-то, недешевый. Ввозное импортное сырье, зарплата у работников не 100 долларов, как в Узбекистане, и не 30, как в Бангладеш. Но что у нас остается как критерий привлекательности и является брендом белорусской промышленности, так это наше качество.



Мы, может быть, где-то не так выдерживаем тренды в цветах, силуэтах, формах и коллекциях, как это предлагают популярные у молодежи бренды. Но если смотреть, из каких материалов сделаны все их коллекции, то, кроме хлопковых рубашек, трудно найти что-то из натуральных волокон — сплошь изделия из полиакрила. Там качества нет от слова совсем. Имею в виду качество в части сырьевой составляющей и ее гигиенических свойств. Мы все стремимся быть модными, но все больше к потребителю приходит понимание, что нужна удобная и качественная одежда, в которой приятно находиться. Порой покупатели, приходя в наши магазины, даже возмущаются, увидев джемпер из полиэфира. То есть наш потребитель уже привык, что если это белорусское, то качественное, натуральное. Если импортное, то может быть из искусственных материалов.

Что касается трендовых вещей и креатива. Пришла вот к какому выводу: наши крупные предприятия ориентируются на вал, у них идет массовое производство: на модель выпускается от 500 до 5000 изделий. Возьмем, к примеру, производителя бельевого трикотажа «Свiтанак». Его главная задача — изготавливать одежду для всей семьи: от рождения до зрелого возраста. Насколько она консервативная, каждый решает сам для себя. Но они выбрали стратегию, что это должна быть одежда, подходящая для всех слоев населения, всех населенных пунктов. По стране у них около 80 фирменных магазинов. Да, сегодня можно выпустить, например, какую-нибудь креативную ­байку или пижаму. Допустим, тысячу или три этой модели. Но продать ее во всех областях страны не получится. Наши производители ищут золотую середину между взрывным креативом и спокойствием. И склоняются к более спокойной, ровной моде.

Крайне важно знать, для какого потребителя выпускается продукт: для среднестатистического или креативного, молодого или зрелого. 

В стране очень много предприятий частного бизнеса, которые работают в среднем сегменте или среднем плюс. Шьют качественно, красиво, но не дешево. Конечно, азиатские регионы, секонд-хенды прочно заняли свою нишу дешевых товаров. По экспертным данным, 25–30 процентов людей все равно ходят в стоковые магазины и секонд-хенды. Мы понимаем, что это не есть хорошо, но у людей должен быть выбор.

Я отрицательно отношусь к тем вещам, которые были сшиты где-то подпольно. Бывала в Узбекистане на фабриках. Там применяются и новые технологии, и за качеством следят, но порой в руки попадают такие вещи из этой страны, у которых очень низкая цена и такое же качество. Полагаю, у них в этом бизнесе не все так прозрачно.



— Как защитить наш рынок от некачественного товара?

— С вхождением России в ВТО многие ввозные таможенные пошлины по ряду позиций обнулились либо снизились до 1–3 процентов. Таким образом, товар массово может входить на территорию Российской Федерации и, соответственно, к нам. В 2019 году мы видели, какой объем продукции легкой промышленности попадал в Беларусь из Китая через Кыргызстан. Эшелонами поездов они заходили на рынок Казахстана и прокачивались в Москву в крупнейший российский торговый комплекс «Садовод». Это сотни миллионов долларов. Конечно, конкурировать в такой ситуации непросто.

Россияне предложили легализацию посредством введения идентификационных кодов на каждый вид товара легкой промышленности. Идея была запущена у них в 2020 году. 

У нас с ноября 2021-го введена маркировка обуви: на каждую пару наносится номер, по которому можно узнать, кто его произвел, кто поставил. Поясню для чего. Все упирается в цену. Когда она формируется прозрачно, есть накладные, зафиксирована вся логистика, таможенные пошлины — цена одна. Когда кто-то что-то скрывает — обнулена пошлина, непрозрачный НДС или снижена цена. Мы боремся с реэкспортом, понимая, что некоторые позиции товара в накладной занижены, стоимость единицы товара не может быть такой. Но она заходит к нам по этой цене, растамаживается, НДС оплачивается исходя из этой предельно низкой стоимости, а потом входит в магазин. Конечно, как тут конкурировать одному и тому же товару, если в накладные все затраты неодинаково легли? Понятно, что проиграет тот товар, который дороже. 

В марте маркировка будет введена на домашний текстиль, некоторые виды готовой одежды. Дальше с российским рынком будем вводить на новые группы товаров.


Только выверенные шаги

— Что делается для того, чтобы повысить конкурентоспособность, популярность белорусских товаров?

— Считаю, что авторитет легкой промышленности в стране на достаточном уровне и наши товары популярны. В последние годы этому способствовали и молодые дизайнеры, которые ушли на вольные хлеба, открыли собственные мастерские. Это тоже формирование имиджа. Да, в Беларуси действуют крупные производства, где создается массовый продукт. А есть и много фирм, ИП, микроорганизаций, которые могут делать индивидуальную модную одежду.

Людей постарше не надо убеждать покупать белорусское. У нас всегда был большой пул потребителей, которые любили и продолжают любить отечественный товар. А молодежь сейчас в состоянии выбрать то, что хочет носить.

А по лояльности еще, кстати, в этом может и сыграть в плюс закрытие границ во время пандемии. Мы стали жить с 2020-го в более ограниченном пространстве. Да, взамен, безусловно, пришла интернет-торговля, но наш белорусский товар востребован. Некоторые компании не перенесли тот год, но те, что остались, стали крепче и хорошо раскручиваются. В феврале 2021-го мы зарегистрировали Белорусскую ассоциацию легкой промышленности. И видим сегодня, как развивается частный бизнес, есть очень достойные фирмы, руководители и коллективы, интересные стратегии и товар у них. Брестские, гродненские, минские, которые специализируются на мужских костюмах, женской деловой одежде, свадебных платьях. Поэтому легкая промышленность была, есть и будет. Но ей нелегко всегда. 

— Какие новые проекты концерн «Беллегпром» планирует реализовать в этом году?

— Продолжается масштабная модернизация на Оршанском льнокомбинате. Начался третий этап. Подразумевает установку на ряде технологических цепочек нового оборудования. Плюс до 2023-го здесь будет проходить дополнительное обновление парка своего оборудования. По прошлому году они затратили 6 миллионов рублей из инновационного фонда, 17 миллионов рублей в целом было вложено по году в инвестиции.

На территории предприятия «Камволь» сейчас реализуется инновационный инвестиционный проект — организация цепочки производства 1 миллиона метров в год тонкосуконной ткани. В 2021-м прошли все тендерные закупки, на площадке начались строительные работы. Оборудование из 89 единиц закуплено, 15 единиц в пути. Мы планируем к лету начать эту первую цепочку. Рынок ждет.

Семь инновационных проектов у нас переходящих. По производству тканеподобных трикотажных изделий на предприятии «Полесье», по организации нанесения специальных средств на ткань, которые будут придавать ей защитные спецсвойства, в Барановичском производственном хлопчатобумажном объединении. В прошлом году здесь выпустили ткань с антибактериальным эффектом. В «Белвесте» наш проект реализован, предприятие действует, чтобы выйти на проектную мощность: это роботизированный комплекс по разбраковке, дефектовке, раскрою и комплектовке деталей обуви. Гродненский «Гронитекс» установил линию по котонизации льноволокна, а ОАО «Ручайка» монтирует дополнительные линии для ламинирования своих тканей. Слонимская камвольно-прядильная фабрика тоже находится в стадии реализации проекта по установке новых прядильных машин. Целую цепочку установили, которая позволит расширить им перечень комбинированных пряж с применением различных волокон. Также в рамках этого проекта они закупили новые красильные аппараты для крашения в жгуте полиакрилонитрильного волокна, который мы приобретаем на «Полимире». Ну и «Витебские ковры» сейчас в стадии написания проекта. За счет собственных средств наметили модернизировать дальше свою производственную цепочку. 

Эти семь проектов мы хотим закончить в 2022–2024 годах. Дальше думаем на пятилетку. Например, «Речицкий текстиль» отрабатывает экономическую эффективность строительства линии нетканых материалов. Пока просчитывают, анализируют. Отмечу, что страна с 1998-го очень много инвестировала в промышленность. Были разные периоды, условия выделения денег, программы — государственные, инвестиционные, инновационные, персональные указы по отраслям, отдельным предприятиям. За это время мы убедились, что любые денежные средства, которые позволяет нам привлечь страна, должны результативно использоваться. Любому руководителю или команде, которая пишет бизнес-план, необходимо крайне ответственно подходить к этому и нести ответственность по его реализации. Сегодня случайных или невыверенных шагов, решений не должно быть. Тот продукт, который сейчас планируется к выпуску, должен быть популярен и через десять лет. 

Словом, трудиться есть над чем. Важно понимать, что нам вверяют государственные активы, и нужно сделать так, чтобы эти активы работали эффективно.

statkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter