Змея с человеческими глазами, подземный ход и золото Тохтамыша: попытались раскрыть секреты Лидского замка

Легенды старины глубокой

Пытливые умы до сих пор занимает тайна строительства египетских и мексиканских пирамид, причем некоторые полагают даже, что при их возведении не обошлось без инопланетян. Иначе никак не совмещаются в мозгу масштабы сооружений и примитивные на то время технологии. А ведь пример такого грандиозного сооружения есть и в нашей стране. Из настоящих валунов без всяких подъемных кранов в XIV веке были сложены двухметровой толщины стены Лидского замка-кастеля. Они видели кровопролитные сражения, любовь, отвагу и предательство. Замок не раз был атакован, а в XVIII веке, во время Северной войны, его практически разрушили шведы. Но сейчас краса Лиды восстановлена и мы можем окунуться в суровое очарование атмосферы Средневековья.

Вход по камням

Крепость-кастель, которая должна была выполнять и оборонные функции, и служить при необходимости княжеской резиденцией, строилась преимущественно для защиты от крестоносцев. Возводили ее всем миром на слиянии рек Лидейки и Каменки. Легенда гласит, что в те времена каждый пеший путник, который хотел войти на территорию поселения, должен был принести с собой камень, а тот, кто ехал на повозке, — несколько камней.

Изначально крепость, построенная в форме слегка неправильного четырехугольника, имела только одну башню — с юго-западной стороны. Сейчас ее называют башней Гедимина, по имени основателя замка. Позже его внук Витовт велел возвести по диагонали через двор еще одну башню, которая, понятное дело, стала носить его имя.


— Когда-то основной вход в замок был с восточной стороны — напротив того, через который входят посетители, — рассказывает Татьяна Липницкая, старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея.  Сейчас он закрыт решеткой. Арка над ним сохранилась с XIV века, как и массивные каменные чаши для механизма, который позволял открываться воротам. В южной стене на высоте 4 метров над уровнем двора сохранился еще один проем. Исследователи полагают, что он использовался только как выход — для разведчиков или побега в случае опасности.

Призрачный караул

Не исключено, что именно с этим проемом связана легенда о призрачном карауле. В декабре 1392 года отряды крестоносцев преодолели скованные морозом болота, разграбили город и осадили Лидский замок. Князь Дмитрий Корибут, руководивший его обороной, испугался и ночью покинул крепость вместе с гарнизоном. Прикрывать свой отход он оставил небольшой отряд воинов. Они сражались отважно, но погибли. С тех самых пор по ночам на боевых галереях можно увидеть их тени, услышать бряцание оружия — призрачный караул продолжает охранять замок.


При раскопках в 1970‑х годах археологи обнаружили лишь фрагменты фундамента оригинальной башни времен Гедимина. Они и послужили основанием для реконструированного строения. На стенах его можно увидеть изображения замка в разные эпохи, в том числе и кисти Язепа Дроздовича, известного белорусского живописца.
Особое внимание экскурсоводы обращают на две сосны у стен замка. Говорят, однажды монахи-францисканцы вознамерились обратить обитателей замка в свою веру. Понимания у язычников миссионеры не нашли — те взяли да и повесили их на соснах. А когда кто-то решил срубить деревья, вместо сока они пустили кровь. После того сосны не трогали. Существовало даже поверье, согласно которому после гибели деревьев на эти земли придут несчастья. Неизвестно, кто именно и зачем извел хвойную парочку, но говорят, что случилось это накануне Великой Отечественной войны…
Есть и другая легенда, которая гласит, что соснами были заколдованные княжны — непонятно, правда, какие именно и за что с ними так сурово обошлись. Расколдовать их мог только священнослужитель с помощью определенных молитв и ритуалов. Но кто бы ни брался разрушить чары, им всегда не хватало каких-то атрибутов. Так девушки и пропали.

Редкие экспонаты

В экспозиции, размещенной в башне Гедимина, можно увидеть уникальные кирпичи, которые использовались при строительстве Лидского замка.

— Их называют пальчаткой — потому что на поверхности остались следы от рук мастера, бороздки от пальцев. Неизвестно, то ли так убирали лишнюю глину, то ли таким образом увеличивали площадь сцепления между кирпичом и известковым раствором, — отмечает специалист.

Сохранился и древнейший вид черепицы, которой были накрыты башни замка, — с выступом-носиком снаружи или шипом внутри в качестве крепежного элемента. Чаще всего из такой черепицы, цеплявшейся друг за дружку, выстраивали углы ската крыш. Есть и древние изразцы.


— Печи в Средние века выглядели вовсе не так, как сейчас, — продолжает Татьяна Липницкая. — Были они круглыми, до метра и высотой, и в диаметре.  
Толщина стенки такой глинобитной печи достигала 40 сантиметров, а внутри ее помещали печной кафель или изра­зец, который выглядел как кувшин, и печь напоминала соты. За счет этого увеличивалась теплоотдающая поверхность. Внутрь изразцов с этой же целью помещали небольшие камешки. Устье печного кафеля могло быть круглым, квадратным, лепестковой формы, крестообразным. При раскопках в Лидском замке впервые найден маленький выполняющий декоративную функцию изразец.
В числе редчайших экспонатов, которые встретились на территории Беларуси буквально один-два раза, — приспособление для кровопускания и маленькая, если не крошечная, серебряная монета. Кровопусканием в те времена лечили высокое давление — оказывается, гипертонией страдали и наши далекие предки. Монетка же XIV века — первая денежная единица Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

Князья в Лидском замке никогда не проживали, однако могли остановиться здесь проездом, для охоты или инспекции гарнизона. Поэтому в башне воссозданы княжеские покои — строгие и даже аскетичные, где о тепле и уюте напоминают разве что шкуры животных, используемые в качестве ковров и покрывал.

Боевые обходы

Для посетителей Лидского замка доступны боевые галереи с бойницами с красивым видом на озеро, которое, по мнению лидчан, имеет форму сердца. Находятся они на высоте около 10 метров над землей.

— Большая часть настила расположена на самой замковой стене, — обращает внимание Татьяна Липницкая. — Толщина ее здесь, наверху, около полутора метров, а там, где бойницы, — примерно 70 сантиметров. Сохранилось несколько бойниц, где мы видим старую аутентичную кладку из большемерного кирпича-пальчатки. Швы между кирпичами очень широкие: в два, а то и в три пальца. Возможно, таким образом строители экономили кирпич, ведь его обжиг был, как сейчас сказали бы, весьма энергоемким делом, на эти цели уходило очень много дров. Не исключено, что так проще было сделать ремонт и заменить поврежденный ядром кирпич на новый.

Бойницы имеют разную ширину: есть узкие, для стрельбы из лука с дальностью поражения около 70 — 80 метров, есть широкие — для арбалетчиков, которые могли стрелять на 200 метров. А вот если неприятель подобрался уже вплотную к стенам, выбить его было крайне сложно. Поэтому и место для крепости выбирали на берегу реки, а еще лучше — у слияния рек.


Еще одна интересная деталь — эркер с данскером, или, проще говоря, замковым туалетом, расположенным над рекой, которая в то время подступала вплотную к замку. Естественная канализация позволяла поддерживать чистоту как в крепости, так и за ее стеной. Несомненно, это было важно с точки зрения санитарии во времена отсутствия антибиотиков.

Тохтамышев двор

— В течение двух с половиной лет с 1396 года в Лиде стояла юрта хана Тохтамыша, — начинает очередную легенду Татьяна Липницкая. — Город был передан ему «в кормление», то есть он жил с налогов на местное население. Прямой потомок легендарного Чингисхана, возглавивший Золотую Орду, устроил бунт против могущественного Тамерлана, от которого, собственно, и получил трон, потерпел поражение и был вынужден бежать. Приютил его князь Витовт. А поскольку незадолго до этого Тохтамыш сжег и разграбил Москву с близлежащими городами, с собой он привез целый обоз золота. Говорят, спрятали его где-то на берегах реки Лидеи. Потом хану пришлось ретироваться и отсюда, помощники его погибли, а золото Тохтамыша не найдено и по сей день. Вероятно, с тех пор на Гродненщине, а точнее в Ивье, проживает крупная татарская диаспора.

Королевская свадьба

По боевой галерее можно перейти в башню Витовта, возведенную в начале XV века. Будучи «моложе», она и сохранилась лучше — до наших дней дожили стены высотой от 4 до 8 метров, а также фрагменты нижнего яруса, благодаря которым удалось восстановить свод подвала. Здесь же археологи обнаружили 10 бревенчатых ступенек на кирпичной основе. Так что ширина проемов в 101 сантиметр выбрана вовсе не случайно.
В башне Витовта работают несколько тематических залов. Среди них — интерактивный, посвященный свадьбе короля Ягайло и Софьи Гольшанской. Жениху было, по разным данным, от 60 до 71 года, его четвертой жене исполнилось 17 лет. Именно она стала родоначальницей королевской династии Ягеллонов, подарив королю двух сыновей.
— Молодожены обвенчались в новогрудском Фарном костеле, после чего приехали пировать и ночевать в Лидский замок, — уточняет старший научный сотрудник музея. — Именно с их свадьбой в феврале 1422 года связывают появление в Лидском замке парадных королевских ворот, которые экстренно соорудили для торжественного въезда короля и королевы.

Мрачный дух Средневековья

Ценные экспонаты можно увидеть и в экспозиции башни Витовта. Это, например, лидский меч-корд работы немецких мастеров. На территории Беларуси он единственный, да и во всем мире таких кордов насчитывается не более сотни. На оружии отчетливо видны два клейма, одно из них — в виде схематического изображения волка. Так называемый «пассауский волчок», известный с XIII века, — фирменный знак оружейников немецкого города Пассау. Считалось, что волк не только наделяет меч смертоносной силой, но и делает его хозяина неуязвимым и мужественным. Второе клеймо, в виде креста, говорит о принадлежности владельца меча к христианской вере.

В сводчатом подземелье башни Витовта разместилась выставка пыточных приспособлений для ведьм. Правда, к истории самого замка она отношения не имеет, здесь инквизиция не свирепствовала, зато отвечает мрачному духу Средневековья и пользуется большой популярностью у туристов. Те, кто интересуется не столько эффектными фотозонами, сколько аутентичностью, найдут здесь интересные ниши в стенах. По всей видимости, они использовались как камины для обогрева верхних этажей башни. Сводчатый потолок восстановили благодаря уцелевшим углам, где начинались ребра жесткости.

— Такая конструкция позволяет правильно распределить вес давящих сверху этажей башни, сделать ее более устойчивой, — отмечает мастерство средневековых зодчих Татьяна Липницкая.

Археологи, хорошенько исследовавшие двор и окрестности Лидского замка, не нашли здесь никакого подземного хода. Тем не менее в народе упорно ходят слухи о его наличии. Говорят, от одной из ниш подземелья башни Витовта он вел прямо в Крестовоздвиженский фарный костел. А ведь как показывает практика, легенды обычно основываются на реальных событиях.  
С подземным ходом связана и история змеи с человеческими глазами. Ходят слухи, там она обитает долгие годы, а людям показывается накануне несчастий. В Лиде ее видели перед Великой Отечественной войной, а потом — перед аварией на Чернобыльской АЭС. Тогда же, весной 1986 года, даже случился обвал западной стены.
В XXI веке во дворе Лидского замка проводятся самые настоящие рыцарские ристалища — схватки между участниками исторических реконструкций, где все по-взрослому: взмыленные кони, всадники в доспехах, бряцание оружия, ранения и переломы. В первый раз, в 2005 году, не обошлось даже без попытки взять крепость: ее центральные ворота штурмовали те, кому не досталось билетов на средневековое зрелище.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter