История фотографии легендарного фотокорреспoндента Федора Бачило

Легенда

На этом выразительном черно-белом снимке Евгения Коктыша запечатлен легендарный фотокорреспондент газеты «Чырвоная змена» 
Федор Бачило.

Естественно, лицо фотографа почти всегда остается за кадром. Зрители видят результаты его работы: портреты героев репортажей, индустриальные пейзажи, жанровые сценки. 

Сегодня все стало проще. Фотожурналист, где бы он ни находился, сняв удачный кадр, тут же, через пару минут, может переслать его в редакцию. Еще несколько технических операций — и снимок оказывается на газетной полосе.

Федор Бачило работал по старинке. Заправлял в кассету пленку, заряжал ее в камеру и отправлялся на съемки. Ехал. Шел. Прихрамывал. Говорят, что никогда не опаздывал. Его везде знали, к нему привыкли, на массовых мероприятиях с ним почтительно здоровались даже самые большие начальники. Коллеги его всегда пропускали на выигрышные места. Его уважали и любили. А прихрамывал Федор Бачило потому, что трижды был тяжело ранен, долго лежал по госпиталям, но встал на ноги. 

В июле 1941 года он — связной минского антифашистского подполья с партизанским отрядом имени Ворошилова. В августе 1943 года Федор Бачило — командир диверсионной группы подрывников партизанского отряда Лазо, которая смогла взорвать 28 вражеских эшелонов. За свои боевые подвиги награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени и орденом Ленина.

В редакцию газеты «Чырвоная змена» бывший партизан-подрывник пришел в 1949 году. С того времени его снимки печатались почти в каждом номере. Со своей камерой он появлялся в городах и деревнях, на стройках заводов, дорог, мостов, на митингах, торжественных собраниях, праздниках урожая, концертах, военных учениях, художественных выставках…

Снимал, возвращался в редакцию, проявлял пленку и печатал снимки. Торопился, хотел, чтобы читатели газеты первыми увидели то, что зафиксировала его фотокамера.

Вспоминая свою героическую юность, боевые задания, потери друзей-товарищей, Федор Бачило написал книгу «Остаюсь жить». Он хотел, чтобы молодежь знала, какой ценой оплачена Победа.

Но вернемся к черно-белой пленке, на которую приходилось снимать фотографам. Евгений Коктыш рассказывает, что хорошая пленка во времена не столь далекие являлась настоящим дефицитом. А так как Федор Бачило работал экономно, то у него она всегда имелась в запасе. И молодые фотографы шли к своему коллеге, а тот улыбался, говорил, что хороший солдат должен экономить каждый патрон…

Но всегда выручал — пленкой делился.

stepan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter