Ледниковые реликты наших озер

В  XVII  веке  за  ловлю  ряпушки  грозила  смертная  казнь

В  XVII  веке  за  ловлю  ряпушки  грозила  смертная  казнь

В новом издании Красной книги, которое вышло в свет в 2004 году, к пяти краснокнижным видам рыб добавилось еще столько же, в том числе снеток и ряпушка европейская. Обе эти рыбки — реликтовые озерные виды, водятся исключительно в водоемах Белорусского Поозерья, преимущественно в Нарочанском и Браславском краях. Однако количество озер, где встречаются новые обитатели Красной книги, постоянно уменьшается. Причины этого явления изучены еще недостаточно, да и о самом образе жизни снетка и ряпушки ученые знают очень мало, несмотря на приличный биологический возраст этих видов. 

— Самая главная, пожалуй, причина уменьшения ареала ряпушки и снетка заключается в особенностях рациона их питания — оба вида являются планктоноядными и их численность во многом зависит от населенности воды этими организмами, — считает младший научный сотрудник лаборатории ихтиологии Института зоологии Национальной академии наук Беларуси Александр Зубей. — Немаловажен и такой фактор, как большое количество растворенной в воде органики, что ухудшает условия обитания этих рыб. Сказывается и заиление нерестилищ — оба вида откладывают икру на гальку и песок, а также обмеление и зарастание водоемов, что в последние десятилетия наблюдается у нас повсеместно. А ведь для проживания снетка и ряпушки пригодны только глубокие озера с исключительно чистой водой, насыщенной кислородом. Кроме того, оба эти вида подвержены влиянию субъективных факторов: цикличности численности — существенному ее возрастанию и падению. 

Ряпушка европейская (белорусское название — селява) является самым маленьким сигом, обитающим в озерах бассейна Балтийского моря, и внешне похожа на сельдь. В больших озерах ряпушка постоянно испытывает недостаток пищи и в поисках ее мигрирует большими стаями. А дальше уже как повезет — удастся ли найти нужное количество планктона. 

В 50—70-е годы ряпушка относилась к промысловым видам, и в отдельные годы ее улов возрастал до десятков тонн в год, после чего резко падал всего до нескольких килограммов. До 85 процентов белорусской ряпушки вылавливалось в озере Нарочь. Резкое снижение численности этого вида уже приводило к тому, что в период с 1981 года по 1993-й его заносили в Красную книгу. Охранный статус ряпушки до сих пор точно не определен из-за малой ее изученности. Одно известно точно: ареал ее обитания постоянно уменьшается. Например, ряпушка уже давно исчезла из озера Селява, которому и дала название, а также из Лукомльского. В мелких низкокормных заболачивающихся озерах с кислой водой (так называемых дистрофных) ряпушка вырождается в мелкую форму, максимальный вес которой всего 15 граммов. 

Нужно отметить, что в Беларуси осуществлялась программа по заселению водоемов переславским рипусом — крупной формой ряпушки, но эти попытки успеха не имели, так как икра и личинки быстро поедались другими рыбами. Практика заселения ряпушки имела место и в Германии, где была более успешной. Вероятно потому, что в немецкие водоемы выпускались мальки-сеголетки. 

Снетка запускать в белорусские водоемы пока не пробовали, да и в Красную книгу он внесен впервые. Принципиальное отличие этого вида от ряпушки — принадлежность к другому семейству — корюшковых. 

— Снеток является единственным представителем этого семейства в белорусских водах. Это аборигенный ледниковый вид, пресноводная форма европейской корюшки, — рассказывает Александр Зубей. — Ранее по Неману и Западной Двине до пределов Беларуси доходила проходная морская корюшка, но уже около 100 лет в водоемах нашей страны эта рыба не отмечалась. Снеток — более мелкая форма широко известной корюшки: размеры его не превышают 10 сантиметров, а размножается всего один раз в жизни. За последнее столетие снеток, довольно широко распространенный в Северной Европе, проник дальше на юг, до озер верхнего течения Волги. В Беларуси он, увы, постепенно исчезает. У нас снеток встречается только в бассейне Западной Двины, хотя все места его обитания точно неизвестны. Как неизвестны и причины резких вспышек и падений численности этого вида. Ученые высказывают мнения, что такое явление, может быть, связано даже с периодами солнечной активности, что свидетельствует об уязвимости снетка. 

Мой собеседник в 1998 году, выполняя государственное задание, «встречался» со снетком и ряпушкой на браславском озере Дривяты. Тогда еще эти виды не были занесены в Красную книгу, и промысловики целенаправленно ловили ряпушку — до 40 килограммов за одно притонение невода. Причем размеры белорусского «самого маленького сига» были вполне достойные — до 100 граммов. Есть также достоверные данные о поимке экземпляров в 2 раза больше. Несмотря на то, что белорусская ряпушка немного уступает по размеру знаменитой «переславской сельди», охранять ее, безусловно, нужно. Кстати, в этой связи можно вспомнить соответствующий указ русского царя Александра Михайловича, который в ХVII веке запретил лов ряпушки частыми неводами, а за нарушение старосту и рыбаков предавал смертной казни. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter