Леди–босс

Ирина Лепарская за долгие годы руководства сборной по художественной гимнастике столкнулась с сотнями девичьих характеров... Черно–белая фотография

Ирина Лепарская за долгие годы руководства сборной по художественной гимнастике столкнулась с сотнями девичьих характеров. С каждой она возилась, лепила из юных спортивных душ будущих звезд помоста, чемпионок. Это целая индустрия, и Ирина Юрьевна в ней явно поднаторела, ведь нужно обладать недюжинными способностями, чтобы в атмосфере жесткой конкуренции неизменно за ручку приводить своих воспитанниц к олимпийскому пьедесталу, самой, как правило, оставаясь в стороне от большой спортивной славы. На днях в Израиле пройдет очередной этап Кубка мира, а потом — Москва, чемпионат мира. Вы сомневаетесь, что оттуда наша команда вернется с медалями? Я — нет.


Расхожее мнение — спортсмены читать не особенно любят, а для того чтобы прослыть интеллектуалами, им, как в том анекдоте, достаточно освоить в жизни две книги: букварь и зеленую. Если этим сравнительным гребешком расчесывать и шикарные кудри представительниц художественной гимнастики, то подарок, который привезла всем своим воспитанницам с первых юношеских Олимпийских игр Ирина Лепарская, кажется вполне бесполезным. Она вертит в руках «золотые» закладки с изображением Мерлайона — символа Сингапура, мифического существа с телом рыбы и головой льва, и рассуждает:


— Как раз к школе. А насчет практичности этого пустячка — не сомневайтесь. Мы летаем много, и мне приятно видеть, что время в пути девчонки коротают с книжками в руках. А многие даже на английском прекрасно читают, Мелита Станюта, например, Арина Шарапа... Мне, знаете, иногда даже неудобно: они Шекспира в оригинале изучают, а я со своей «Экспресс–газетой» рядом...


Учиться я всегда любила, и 1 сентября неизменно навевает на меня исключительно приятные воспоминания. В первый класс я пошла в родном Новороссийске, и 1 сентября для меня всегда было большим праздником. Мама покупала мне георгины, или гладиолусы, или хризантемы — самые распространенные цветы в то время, никто роз не дарил. Много уроков приходилось пропускать из–за сборов, соревнований, но при этом была круглой отличницей, окончила школу с одной четверкой по русскому языку, на экзамене запятую пропустила. Читала на переменках в школе или дома перед сном, другого времени не было. Неудобно себя хвалить, но мне учеба легко давалась, память хорошая, я все схватывала на лету. Даже астрономию экстерном сдала, вызубрив весь учебник. Мои девочки и сегодня удивляются, как это я помню теорему Пифагора или уравнение Бернулли.


Раз уж заговорили об этом, то выскажу свое мнение: мне не очень нравится нынешняя система образования. Со своей крестницей я «учусь» в третьем классе, поэтому могу судить. Весь материал как–то рассеян, при этом излагается сложным языком. Даже для меня, взрослого человека, все кажется слишком замудреным, лишнего — воз с тележкой! Ребенку сложно и неинтересно. И мне немножко страшно за нынешнее поколение, многие растут безграмотными.


Наверное, наши родители так же о нас когда–то думали. Отец у меня моряком был, плавал на рыболовецких судах, и я часто бывала на корабле в коротких рейсах. Он даже целый класс как–то на экскурсию пригласил. Эх, годы детские... Последний раз в Новороссийске я была в 2000 году. Приснилось, что памятник на могиле папы разрушился. И каково же было мое удивление, когда увидела, что он и правда завалился именно в ту сторону, как привиделось. Привела все в порядок, посидела... Отец у меня общительный был, гостеприимный. Когда он возвращался из длительного рейса, я с порога к нему на руки запрыгивала, крепко обнимала и кричала: «Ура, папка приехал!»


Детство — сладкие воспоминания. Новороссийск стал первым из городов в СССР, в котором построили завод по производству пепси–колы. Муж, мой Лепарский, хотя родом из Минска, с тех пор других напитков не признает, говорит, что такой вкусной колы, как в Новороссийске, нигде больше не пробовал. Даже в Америке. Раз уж вспомнила о свадьбе, расскажу вам еще такой случай. 7 августа 1981 года я выходила замуж. Мой будущий муж забирал меня из квартиры подруги, потому что в то время у нас собственного жилья не было. Так вот, приехал он меня выкупать, а я без свадебного платья на четвереньках мою ковер! Случилось страшное! Решила подушиться подружкиными французскими духами и уронила их на пол. Разлетелись вдребезги! Мало сказать, что это был шок. Не представляла, как смогу купить новые, ведь их стоимость тогда была сродни цене на «Мерседес»! А у меня 100 рублей зарплата, супруг — студент... По пути в ЗАГС три дохлые гвоздички купили, про шампанское забыли, опоздали на полчаса, но свадьбу сыграли! Потом я потеряла сумочку со всеми свадебными деньгами, паспортами и свидетельством о браке. Но муж нашел. Лежала себе на видном месте, и никто не взял. Наверное, у нас в Минске не воруют.


Перед моими глазами много поколений прошло, в каждом были свои звезды и звездочки, могу вспоминать о них долго. Когда прохожу по нашему «коридору славы» в родном зале на Даумана, всегда с особыми чувствами смотрю вот на это фото в рамке. Это — звездный состав, так бы я его назвала. Вот Наташа Степанова, сейчас она в Германии тренирует девчонок, а это — две мои золотые ручки–помощницы: Лариса Лукьяненко, наш старший тренер молодежной сборной, и Марина Лобач, она возглавляет центр детской подготовки. За ними мама Юли Раскиной, которая сейчас живет на Кипре, тренирует там, а сама Юля недавно родила ребенка, теперь она тоже мама. Это Таня Огрызко, вот Ольга Перепелица, а Лера Ваткина уехала в Австралию к родителям сразу после Олимпиады в Сиднее, там и осталась. Аня Глазкова, Женя Павлина, Наташка Пальчевская... Они все мне по–своему дороги. Время стремительно летит, сейчас мы ждем начала строительства Дворца художественной гимнастики. Думаю, что одной фотографией не обойдемся, альбом сделаем! Я мыслями уже там, на нашем «корабле», шикарном современном сооружении, с лучом, который будет бить в небо, да так, что со всех концов города будет видно. Просторный зал, зона отдыха, фонтаны, скульптуры, озеро... Каждый день езжу посмотреть, подогнали уже бульдозер или нет, копают фундамент или... Пока нет. Но к декабрю 2012 года обещают объект сдать. Скорее бы...


Ирина Юрьевна перелистывает архитектурный план, и вместе с ней я вижу и просторный холл, и светлый зал, и все остальное, что, безусловно, заслужили наши гимнастки–«художницы», много лет сохраняя за собой ведущие позиции в мире. Да и сама Ирина Лепарская не простой мечтатель, а действенная, целеустремленная женщина, у которой обычно все и всегда получается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter