За квартал до новоселья
Расстояние от кольцевой до нового рынка, название которого «Новый Лебяжий», автомобиль преодолел за 8 минут. Спидометр показал 8,4 км. Заасфальтированная площадка, 4 просторных навеса шириной 24 м, 4 здания под крышей, в некоторых уже завершена отделка. Местами установлены бетонные конструкции под будущие торговые точки. Смонтировано освещение. Строительная техника ровняет асфальтное покрытие.
— Готовность на сегодня — 95—97%, — проводит экскурсию по новому рынку заместитель директора ТД «Ждановичи» Евгений Липинский. — Со стороны, откуда мы заехали, будет автостоянка на 650 машино‑мест. В здании слева, которое побольше, разместятся ветлаборатория и служба фитосанитарного контроля. Ближе к переезду неподалеку появится мобильный ангар для досмотра автомобилей. Под навесами, где уже частично нанесена разметка, разместятся 288 машин, и вся торговля, в отличие от торгового городка «Лебяжий», будет идти под крышей. В перспективе под навесами зашьем просветы между столбами сэндвич‑панелями или профнастилом — защита от ветра и стабильный температурный режим гарантированы. Рядом появятся современные торговые объекты со стеклопакетами, роллетами — вид у них будет, конечно, совсем иной, чем у павильонов на территории нынешнего торгового городка. Первоначально планировалось 545 торговых точек, но уже сейчас заявили о желании торговать 580 человек. Поэтому будет до 600 торговых объектов — такая возможность есть. Неподалеку построен общественный туалет с душевым блоком. Новый рынок, как видите, намного просторнее прежнего, здесь больше удобств для людей. И в этом его главные преимущества.
Строительство в Таборах ведется с 2013 года. В ТД «Ждановичи» говорят, что еще тогда понимали неизбежность переезда. Столица разрасталась, и рынок для подступавших вплотную жилых домов был не лучшим соседом. В прошлом году участок «Лебяжьего», отданный под жилую застройку, за 20 млн рублей был выкуплен на аукционе. Это ускорило завершение строительных работ в Таборах. Всего в объект, по словам Евгения Липинского, вложено около 5 млн долларов. Только асфальтирование потянуло на миллион:
— Здесь было поле с разными высотами, глинистыми почвами. Приходилось ровнять горки, засыпать ямки. Сейчас на поверхности площадки асфальт толщиной 12 см, а под ним — 30‑сантиметровая подушка из песка и щебня. Плюс канализация, вода, газ, оптоволокно.
Новый рынок занимает площадь 16 гектаров. Но это только первая очередь строительства. В перспективе предполагается освоить все 30 гектаров приобретенного ТД «Ждановичи» участка. Проектируется логистический центр, рассматривается возможность создания площадки для торговли промышленными товарами.
Часть ТЦ «Ждановичи» переедет на новую площадку в д. Таборы.
План на ближайшее будущее
Пока на территории торгового городка «Лебяжий» привычная суета. Бойкая торговля с машин, разноцветные навесы, лотки, палатки, контейнеры, теснота между рядами, лужи на асфальте… Атмосфера, словно привет из 90‑х.
— Сейчас торговля ведется со 179 машин, 494 контейнеров и 733 киосков, — рассказывает начальник коммерческого отдела ТД «Ждановичи» Дмитрий Смоляк. — Говорить о переезде мы начали год назад. Разместили схему расположения нового рынка. Постоянный диалог с предпринимателями ведется через контролеров. Ближе к переезду соберем собрание, расскажем четко о сроках и схеме.
Большинство знает о предстоящем переезде. Светлана Абакуменко, работающая на «Лебяжьем» с десяток лет, надеется на лучшее:
— Во‑первых, на новом месте будет площадка под крышей. Здесь в плохую погоду только тенты выручали. Во‑вторых, больше места, лучше подъезды, не будет столпотворений. На «Лебяжьем» частые пробки, неудобно и продавцам, и покупателям.
Виктор Николаев из Молдовы уже побывал на новой площадке:
— Инфраструктура хорошая. Освещение куда лучше. Рынок работает в летний период до 10 вечера, зимой — до 8, так что хороший свет очень актуален.
Основное опасение предпринимателей: будет ли столько покупателей на новой площадке?
— Главное ведь что? — задается вопросом минчанка Елена Солонина. — Хорошие продажи. Если люди поедут в Таборы, значит, все будет хорошо. Условия там точно лучше.
В ТД «Ждановичи» уверены: люди поедут, если будет хорошее транспортное сообщение. Собственные автомобили имеются не у всех. Сейчас есть остановка для общественного транспорта, заезжающего в Таборы. Но далековато от рынка. Недавно на «Новом Лебяжьем» состоялось выездное заседание с участием представителей Минского райисполкома, предприятия «Столичный транспорт и связь», ГАИ. Договорились, что сюда пустят дополнительный транспорт.
— За месяц до открытия нам нужно будет сообщить транспортникам, и все вопросы с новыми маршрутами будут решены, — говорит Евгений Липинский. — Планируется, что на трассе будут также размещены информационные указатели.
Покупателей же волнует еще и ценовой вопрос.
— Цены на продукцию диктует рынок, — комментирует Евгений Липинский. — Что касается арендной платы за торговые места, то она первое время будет ниже, чем на прежней площадке. Когда объект введем в эксплуатацию, посчитаем себестоимость квадратного метра и сделаем плавный переход к экономически обоснованной цене. В любом случае она не будет выше существующей. А для производителей сельхозпродукции — фермеров, хозяев подворий — будет по‑прежнему действовать 50‑процентная скидка.
На выезде из Минска по Логойскому тракту строится экорынок площадью 20 тысяч кв. м. Там по доступным ценам можно будет приобрести продукцию фермеров и крупных производителей Минской области.khlystun@sb.by