Лебединая песня

О возобновлении производства музыкальных инструментов

Бэушный баян в интернете я нашел за 500 у.е. Цена нового — от 2.800 до 3.000 евро. Чтобы музыкальной школе купить инструмент, необходимо сочинить пару бумаг с вескими доводами — зачем ей он нужен. И, скорее всего, придется закупать «технику» или у частника, или за границей, за инвалюту. У нас в стране заводы музыкальных инструментов «легли» уже много лет назад, пропев последнюю лебединую песню.


Когда–то фабрики баянов и аккордеонов в Молодечно или цимбал и пианино в Борисове гремели на весь Союз. Огромный рынок, Госплан, господдержка (ради того же плана) не давали поводов для неприятностей: думать о макроэкономике директорам предприятий не приходилось — подписывай себе бумаги и штампуй музпродукцию. Когда СССР распался и госпланы рухнули, фабрики скатились в тартарары.


В Молодечно осталось от некогда крупного гиганта одно ОАО. Там–то еще собирают баяны. Но в малом количестве. Да и детали все равно заграничные, преимущественно российские. О борисовском заводе «СБ» недавно писала: он свое «отыграл», и теперь никто не говорит о его возрождении. В Министерстве культуры все давно просчитали: миллиарды вливаний не окупятся. Но вместе с тем там помнят, что в стране 524 музыкальные школы. А каждой из них нужно, к примеру, по десять цимбал. Где взять?


Музобозы с инструментами уже не потянутся по разнарядке в классы. Еще пару лет здесь будут обходиться старым инвентарем — кое–что подлатают и сойдет. А что дальше?


В Поставах, на проходившем в этом году фестивале народной музыки «Звенят цимбалы и гармонь», я задал несколько вопросов на злобу дня замминистра культуры Тадеушу Стружецкому и председателю Белорусского фонда культуры Владимиру Гилепу.


И вот что выяснилось. Бывшие массовые производства не отличались особым качеством продукции. Ширпотреб в сфере искусства не нужен. Но как тогда быть с обеспечением школ?


Мои собеседники пришли к выводу, что выход есть. Коль рояль, к примеру, не национальный инструмент и специфических белорусских особенностей за время существования борисовской фабрики пианино выработано не было, то нужно искать, скажем, немецкую фирму с отличной мировой репутацией, которая бы открыла свой филиал в нашей стране: с новыми рабочими местами и фирменной продукцией, но меньшей по цене, чем если бы пришлось импортировать. Ну а там, глядишь, СП начнет и само завоевывать рынки сбыта еще дальше — на востоке.


Замечательная идея. Но проблема на том не решится. Как быть с цимбалами? Мы тут фестивали проводим, а сами остались без собственного производства народного инструмента! В России аналогичных фабрик тоже нет. Но якобы на цимбалах играют в Китае, Венгрии и Молдове. Может, будем там закупать — в ущерб национальной гордости?


В Минкультуры смотрят глубже. Оказывается, экспорт, может, и спасение, но китайский инструмент по звучанию не тот. Какой–нибудь шанхайский мастер не передаст всех конструктивных особенностей белорусских цимбал. Более того, у нас своих разновидностей даже «неэтнического» баяна около десятка. Для музыканта эти тонкости важны. Известно, что их приходится потом отлаживать на уже купленных штампованных инструментах.


В общем, ни возобновлением своего массового производства, ни экспортом «дыры» не залатаешь. Тадеуш Стружецкий убежден, что нужно поддерживать отечественного производителя. Но кого, коль все фабрики разбиты? А вот кого — частника. За последние годы выросли кадры, которые своими руками могут сконструировать любой инструмент — и гармонь, и цимбалы, и дуду–волынку. Умельцы, кстати, уже давно работают не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Изделия минских, гродненских, витебских мастеров пользуются спросом во всем мире. «Купляюць беларускае». Потому что ручная работа наших ремесленников всегда отличалась высоким качеством и низкой ценой.


Остается самый главный вопрос: как обеспечить штучным товаром все музыкальные школы, удовлетворить потребности массового потребителя?


На базе Белгосуниверситета культуры и искусств собираются создать лабораторию, которая бы объединила всех народных мастеров, а заодно получила бы полномочия на выдачу сертификатов качества всем, кто возьмется за изготовление народных инструментов. Соответственно, школы получат возможность закупать нужный инвентарь у белорусских мастеров, за рубли и по доступной цене. Думаю, многие ремесленники давно мечтают легализовать свой кустарный бизнес.


Впрочем, нам нужны не тысячи инструментов и сотни музыкальных школ, а исполнители, которые будут востребованы — и не только на фольклорных праздниках раз в году, но и на международной сцене. Музыка, как и спорт, в наше время двигает страны вперед на международной арене порой быстрее нефти и газа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter