Лазурный экспресс

С Виктором Корбутом по стране и миру

Время назад! - гудит паровоз, прибывающий из прошлого. С Белорусского вокзала Москвы к станции Минск-Пассажирский каждую пятницу в час ночи подходит необычный поезд. Ему уже более 100 лет. Но почти век он стоял на запасных путях истории. И вот тронулся. Впервые с 1914 года вновь через Беларусь идет состав в Ниццу. Прямо на Лазурный берег.


Впрочем, попробуйте купить на него билет! Я позвонил в справочную железнодорожного вокзала 105, и на том конце провода на просьбу забронировать билетик до Ниццы ответили:


- Это где?


Напомнило анекдот об иностранце, спрашивающего в кассе советского аэропорта:


- Ту тикетс ту Даблин, плиз! (Два билета в Дублин, пожалуйста!)


- Куда, блин?!


Да, плохо дело с географией у некоторых наших граждан. Ну да ладно.


- Это поезд Москва - Ницца, через Минск, - подсказываю более точные координаты.


- На Варну или на Софию, какое направление? - после еще одного странного вопроса мне ничего не остается делать, только задуматься: куда же я обратился - в кассы вокзала или в прачечную? - Компьютер ничего не дает.


- Так ведь на сайте написано, что рейс такой есть! - без особой надежды пытаюсь добиться конкретики.


- Что мне ваш сайт! Звоните в международную справку...


В "международке" очень вежливая сотрудница подтвердила:


- Поезда в Ниццу идут, а в кассах просто не хотят искать их по базе данных. Ленятся.


Что тут добавить? Еще раз посетовать на сервис?


Лучше поделюсь ценной информацией. Билет из Минска на Лазурный берег стоит 1.050.000 рублей в одну сторону (в трехместном купе 2-го класса). Место в вагоне первого класса обойдется в 1.600.000. И, несмотря на семизначные цифры, поезд пользуется спросом. Наши люди едут отдыхать на Средиземноморское побережье Франции, а кое-кто обращается к восстановленному сообщению, чтобы доехать до Милана, где, как известно, лучшие магазины одежды в мире.


В общем, поезд во всех смыслах полезный. И гламурный. Таким он был и в начале прошлого века, когда через Минск катались в Европу российские буржуа. Но сейчас у нас есть, судя по всему, своя состоятельная публика, которой очень кстати пришлось возобновление старого маршрута.


Это очень необычный поезд с точки зрения развития континентального туризма. Пассажиры от Москвы до Ниццы проезжают 22 города в 6 странах. Возникают аллюзии к легендарному "Восточному экспрессу". В "лазурном" экспрессе вагоны также разделены на классы, а в самых шикарных всего по четыре купе - с ванной, туалетом, подогреваемым полом, платяным шкафом, музыкальным центром и даже библиотекой DVD. И каждый проводник говорит по-английски, по-французски и ведет себя самым благородным образом.


Конечно, получасовых остановок в Варшаве, Вене или Сан-Ремо не хватит, чтобы оценить эти города. Поэтому в будущем, возможно, появится новая услуга: вы выходите в пятницу в понравившемся городе, проводите здесь неделю, а потом садитесь на следующий состав, приходящий ровно через неделю, и продолжаете путь по старому билету до самой Ниццы. Получится довольно дешево и сердито.


Эти остановки, уже подмечают туристы, - то, что выгодно отличает поезд от самолета. Потому что лайнеры летают в Ниццу, например, из Москвы уже давно. Доставляют пассажиров быстро - за считанные часы. Но в поезде важен сам процесс путешествия. Кажется, спустя 100 лет это удовольствие, как своего рода деликатес, вновь входит в моду.


Между тем история маршрута из Москвы в Ниццу напрямую связана с историей появления белорусской ж/д как таковой. Вы задайтесь вопросом: пути-то прокладывали когда и кем? Так вот: в 1860 - 70-е годы. Вместе с отменой крепостного права и подавлением восстания Калиновского (и, к слову, с одновременным пуском Лондонского метро). "Чыгунка" с тех пор повлияла на судьбу нашей страны так же, как и сопутствовавшие ей другие исторические события. Там, куда не дошли рельсы, теперь глушь. Некогда цветущий древнейший город Мстиславль, например, пришел в упадок. И туда теперь добираются лишь отчаянные путешественники. Зато деревня Барановичи благодаря "железке" в том числе за 100 с лишним лет выросла до города и обзавелась своим университетом.


Заглянув на сайт Белорусской ж/д rw.by, я открыл для себя, что с царских времен "железка" не намного удлинилась. Фактически вот уже 100 лет мы катаемся по "дореволюционным" маршрутам. И все, что можем, - возобновлять старые направления. Но, кажется, пора задуматься о расширении сети путей сообщения. 5512,2 - столько пока у нас "чыгуначных" километров. В то же время в Великобритании, почти равной Беларуси по площади, - 16,878. В три раза больше! Может быть, столь густая транспортная сеть дает жителям самой далекой английской провинции не чувствовать себя в глуши. Вспомните фильмы: как пыхтит паровоз и тотчас доставляет Эркюля Пуаро в удаленное от Лондона поместье.


Любой поезд всегда удобнее и быстрее машины. И для рабочего, и для буржуа, и для туриста. Вы согласны?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter