В чем главный секрет успеха в парусном спорте?

Лазером по волнам

Гонки на яхтах долго считались сугубо мужским занятием, а в военном флоте до сих пор появление на корабле представительниц прекрасного пола считается плохой приметой. Однако все течет, все меняется. И в парусном спорте тоже – здесь  женщины уже давно на равных соревнуются с мужчинами. Есть и отдельные женские классы судов, например “Лазер-Радиал”, и здесь одной из законодательниц мировой моды является белорусская яхтсменка Татьяна ДРОЗДОВСКАЯ





– Мой путь в большой спорт начинался сызмальства – с семейных стартов  «Папа, мама, я – спортивная семья!», – вспоминает Татьяна свои первые шаги в спорте. – А первая победа случилась, когда мне было шесть лет, и я до сих пор храню вырезку из газеты «Вечерний Минск» о победе на лыжах на городских соревнованиях. Затем меня отдали на плавание: училась в спортивном классе и три года упорно тренировалась. Но особых результатов не было. А только потом совершенно случайно попала в секцию парусного спорта. Парусный центр, куда я пришла, находился на Минском море (так минчане зовут свое Заславское водохранилище), и не скажу, что мне сразу приглянулись парусные гонки. Дело было зимой, начинали мы с общефизической подготовки, и только весной вышли на воду. Скорее, по душе пришелся сплоченный, дружный коллектив: меня приняли как равную, во всем поддерживали. Было тяжело, условия для тренировок  – спартанские, но я не бросила занятия. И ни разу не пожалела о своем выборе.

–  Чем запомнились первые серьезные старты?

– Самые сильные впечатления были от моей дебютной международной регаты. До этого я ведь никогда не была на море, не видела морской волны, поэтому не сразу поняла, как справиться с такой водой. Теперь это можно вспоминать с юмором, но так было. К тому же тогда нашу страну часто путали с Болгарией. Несколько раз выигрывала регату в немецком Киле, а потом находила в протоколе запись, что я, мол, представляю Болгарию. Подходила к судьям, объясняла, что это разные страны. Не сразу, но им пришлось выучить что за страна такая Беларусь.

–  В чем главный секрет успеха в парусном спорте?

– Нюансов много. Яхтсмен сражается не столько с соперниками, сколько с морской стихией – волнами и ветром. Любая морская акватория имеет свои особые условия, которые не идут ни в какое сравнение с нашими внутренними водоемами: с Нарочью или Минским морем. И узнать все тонкости той или иной акватории за относительно короткое время, когда ты соревнуешься или приезжаешь на тренировочный сбор, практически невозможно. Даже в течение дня ситуация на море может несколько раз кардинально меняться. Порой можно уйти далеко в сторону от всех и выиграть гонку, а можно идти вместе с соперницами и проиграть, и поэтому самое  главное – уметь правильно оценивать сиюминутную обстановку. Выбрать правильный маневр в данный момент и быстро среагировать, если ситуация изменилась. Насколько это трудно, можно судить хотя бы по прошлогоднему чемпионату мира в испанском Сантандере, на котором я завоевала путевку на Олимпиаду в Рио. Чемпионат проходил на олимпийской базе сборной Испании, и, казалось бы, она должна была безоговорочно выиграть, потому как родную акваторию испанские яхтсмены знают как никто другой. Однако испанцы даже олимпийские лицензии завоевали не во всех классах судов, не говоря уже о медалях.

Настолько непростые сложились условия, что организаторам удалось провести только семь гонок в нашем классе, хотя по регламенту для определения чемпиона их должно было пройти одиннадцать. Борьба была сверхжесткая, и фактически только в последней гонке мне удалось вырвать путевку на олимпийскую регату в Рио-де-Жанейро.

– Вы уже знаете, в каких условиях придется соревноваться на Олимпиаде 2016 года в Бразилии?

– В Рио не была и будущую олимпийскую акваторию не видела, поэтому даже не представляю, какие там условия. Знаю только, что гонки будут проходить в океане, как и на пекинской Олимпиаде 2008 года, когда были непривычно сильные течения и слабые ветра. Хочется, чтобы в Бразилии выступать было полегче. Надеюсь, мне представится шанс опробовать трассу будущей Олимпиады в ходе стартов традиционной предолимпийской регаты в нынешнем августе.

Правда, ребята, которым уже доводилось стартовать в акватории Рио, уже рассказывали, что вода там довольно грязная. Были случаи, когда спортсмены, которые ее наглотались, даже попадали в больницу. Причем инфекция какая-то экзотическая, лечится довольно долго и трудно. Знаю, что экологи также озабочены обстановкой в районе проведения Олимпийских игр 2016 года. Поэтому будем готовиться к любым  неожиданностям и верить, что все сложится хорошо.

– Олимпиада в Рио будет пятой в вашей биографии. Есть ли сложности в подготовке?

– Пока все идет по плану. Но в парусном спорте самый большой вопрос – материальная часть. В моем классе, например, покупая парус, фактически покупаешь кота в мешке. Никогда не знаешь, как и сколько он тебе прослужит. То же самое касается и мачты. А на Олимпиадах часть оснастки и вовсе достается тебе по жребию. На качество того, что получаешь, ты вообще никак повлиять не можешь. В Пекине в 2008 году мне вовсе не повезло. А в Лондоне никаких претензий не было, потому что матчасть все получали практически одинаковую. Но здесь злую шутку со мной сыграло слишком сильное желание победить. В Англию я ехала только за олимпийской медалью, меня не устроило бы даже место в восьмерке. И вот это стремление непременно выиграть и приводило к немотивированным ошибкам. Надеюсь, в Рио-де-Жанейро все сложится по-другому, хотя о будущей Олимпиаде пока стараюсь особо не думать, чтобы впустую не волноваться.

– Ваша любимая регата?

– Регата, которая проходит  на Балтийском море в немецком Киле. Одна из самых старых и престижных  в парусном спорте – проводится более ста тридцати лет. Кильская регата – это настоящий праздник яхтинга, просто шок для тех, кто наблюдает подобное зрелище впервые. Шутка ли, гонки на яхтах собирают ежегодно около трех миллионов человек. К ним приурочен и шикарный смотр крупнотоннажных парусников «Парад старых посудин», в котором, в частности, всегда участвует  и такое известное российское судно, как «Крузенштерн». В Киле к тому же ко мне пришел первый успех на международной арене, здесь я победила и в прошлом году. Так что  эта регата была и остается одной из моих самых любимых.

– Образно говоря, Татьяна, вы дважды капитан. Во-первых, своей яхты и, во-вторых, капитан органов пограничной службы. Насколько для вас значимо офицерское звание?

– Спасибо органам пограничной службы, они меня любят и ценят. Я постоянно ощущаю эти положительные флюиды. Спортивная команда Госпогранкомитета поддерживает меня материально и морально и, что очень важно, предполагает определенную жизненную перспективу после завершения карьеры в спорте. А я своими выступлениями стараюсь поддерживать славные традиции погранслужбы и нашей спортивной команды.

– Как проводите свободное время?

– Стараюсь проводить его с сыном. Пока он был маленьким, его больше воспитывала бабушка, моя мама. Сейчас сыну девять лет, и я пытаюсь восполнить упущенное в нашем общении. Мы читаем с ним книжки, играем в мяч, бегаем на лыжах. Он тоже спортсмен, занимается плаванием.

– О чем сегодня мечтает Татьяна Дроздовская?

– Хочется постоянно побеждать на регатах Кубка мира, чемпионатов мира и Европы и, конечно, стать первой на Олимпиаде.

Досье "СВ"

Татьяна Дроздовская – заслуженный мастер спорта Беларуси, ведущая яхтсменка страны в классе “Лазер-Радиал”, тренируется под руководством Сергея Морозова. В 2013–2014 гг. – первый номер мирового рейтинга. Сегодня в текущем рейтинге ISAF находится на 4-й строке. В 2000 году выполнила норматив мастера спорта международного класса, многократная чемпионка страны, победительница и призер этапов Кубка мира, участница финалов чемпионатов мира и Европы, двухкратная обладательница Кубка Европы (2010, 2011). В 2007 году была чемпионкой мира. Участница четырех Олимпиад (2000, 2004, 2008, 2012).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter