В агроусадьбе Кобринского района по крупицам собирают предметы старинной домашней утвари

Лавка у печи на разного гостя

В деревне Именин все сельчане, кого ни спроси, знают, куда нести старинную домашнюю утварь. С какими приключениями строилась усадьба «Старое село» и собиралась необычная коллекция? Корреспондент «СГ» выехала на место.

Надежда Корсакова.

В белорусском национальном костюме встречает хозяйка «Старого села» Надежда Корсакова. Сама она пятый ребенок в семье, корни ее в пинской деревне Вешня. Еще с детства Надежда любила с мамой ходить на народные гулянья. После окончания школы уехала учиться в Брест, но в родное село тянуло всегда.

 Когда родителей не стало, мне было очень трудно, — делится Надежда Арсентьевна. — Но душу согревали теплые воспоминания о доме и семье. Тогда и зародилась мечта о своем уголке. Реализовывать ее начала, когда подросла опора — сыновья. Они загорелись идеей о собственном доме так же, как и я.

На исполнение мечты потребовалось аж 17 лет. Но оно того стоило. Надежда с сыном Андреем вспоминают, как на велосипедах объезжали весь Кобринский район в поисках участка или готовой избы. 

В 2004 году семья Корсаковых купила заветный уголок с домом, правда, здание находилось в аварийном состоянии. Сыновья Андрей и Олег засучив рукава взялись за стройку, подводили коммуникации, наводили порядок.



— В 2014-м все работы завершались. Сердце радовалось тому, что такую красоту создали мои дети, — вспоминает Надежда. — И все-таки это не был дом мечты. Решили его сделать гостевым. А потом, посоветовавшись, принялись искать строение в архитектурном стиле конца ХIХ — начала ХХ века.

Такую избу нашли в Ольховке Кобринского района. Для того чтобы перевезти ее в Именин, полностью разобрали. Сын Надежды Корсаковой Андрей говорит, что было очень важно разобрать и собрать дом своими руками: в процессе находили интересные вещи. Где-то между досок вилка спрятана, где-то печать старинная, а внутри и вовсе обои деревянными гвоздями прибиты. 

— А еще в 2018-м купили сарай в деревне Козище и привезли его, — рассказывает Андрей. — Также обустроили два пруда, в обоих можно ловить рыбу. Думаем над тем, чтобы смастерить лодку и пустить по воде. Полноценно поплавать, конечно, не получится, но для фотосессий самое то. 

На вопрос, почему именно белорусский стиль усадьбы, хозяева в один голос отвечают: здесь есть душа и история. Действительно, каждый уголок агроусадьбы «Старое село» наполнен своей историей. Большую часть экспонатов хозяевам либо приво­зили знакомые из других деревень и районов, либо те сами добывали их буквально из горящих костров (когда сельчане сжигали, как им казалось, ненужный хлам). Предназначение многих предметов можно разгадывать очень долго. 

В усадьбе, например, есть поршни (на белорусский манер — постолы, ходоки) — старинный тип обуви, который надевался на онучи, чтобы те не так быстро портились. Взглянув на эти башмачки, понимаешь, откуда взялось выражение «шевелить поршнями».



Точно известно, почему в старых белорусских хатах низкая дверь и высокие пороги. Благодаря высоким порогам холодный воздух не проникал в дом, а низкий дверной проем не выпускал тепло. Приходилось буквально кланяться дому.

— Интересное прошлое у лавки при печи, — показывает мне предмет мебели Андрей. — Иногда скамейку специально делали неудобной. Любой человек, который приходил в дом, садился на нее. Если гость желанный, его приглашали пройти, если нет — оставался сидеть на лавочке столько, сколько мог вытерпеть.

Впрочем, хозяева агроусадьбы Надежда и Андрей Корсаковы гостям всегда рады. Они расскажут историю каждого предмета из коллекции, накроют стол белорусскими национальными блюдами, дадут примерить наряды и погреться на печи. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter