Лауреаты премии Союзного государства – о том, как по ДНК определяют индивидуальные особенности человека

Сегодня в Национальной библиотеке вручили премию Союзного государства в области науки и техники. Ее удостоен авторский коллектив за разработку в области геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства.

В числе лауреатов шестеро ученых. С белорусской стороны – Александр Кильчевский, Светлана Котова, Ирма Моссэ, с российской – Светлана Боринская, Вадим Степанов, Николай Янковский. Над программой ученые работали пять лет, вспоминает заместитель председателя НАН Беларуси, руководитель белорусской части программы «ДНК-идентификация» Александр Кильчевский:

– Наша программа состояла из двух блоков. Первый – разработка геномных технологий для криминалистики, второй – для медицины. Для криминалистики разработаны методы ДНК-идентификации возраста человека, внешности, психоэмоционального статуса, этнического происхождения. В области медицины мы разрабатывали геномные технологии для идентификации предрасположенности к наследственным заболеваниям. Эти технологии уже широко используются в медучреждениях нашей страны – более 30 актов внедрения. Они помогают врачам более корректно ставить диагноз и тем самым повышают эффективность системы здравоохранения.

Это приятно, когда труд ученого оценивается таким образом, говорит Александр Кильчевский. Это дает ученым стимул для продолжения работы. И белорусско-российский коллектив планирует продолжить свои исследования. Сейчас ученые работают над программой «ДНК-идентификация-2», поделился Александр Кильчевский:

– Хотим, чтобы в ней также было два направления. Первое – изучение образа жизни человека на основе его генотипа. Здесь мы говорим о различных видах зависимости: алкоголизме, наркомании. Сейчас их можно выявлять генетическими методами. Вторая задача – изучение других биологических объектов. Здесь речь идет об идентификации древесины для борьбы с несанкционированной рубкой леса; животных, рыб для борьбы с браконьерством и фальсификацией продукции; растений, содержащих ядовитые и наркотические вещества.

В течение жизни с ДНК происходят определенные изменения, и ученые научились их регистрировать, дополнил коллегу академик РАН, руководитель программы «ДНК-идентификация» с российской стороны Николай Янковский:

– Перед нами стояла цель по ДНК любого происхождения, в том числе когда ее минимальное количество или она разрушена по любым причинам, можно было определить индивида. Поскольку в Союзном государстве проживают около 150 млн человек, по каждому гражданину мы сделать базу сможем нескоро. А вот народов у нас 150. И мы научились по ДНК определять место происхождения человека и его культуру.

В качестве показательных примеров, когда программа успешно себя проявила, Николай Янковский привел случай со взрывом в аэропорту Домодедово. Тогда за два дня смогли установить регион страны, из которого родом подозреваемый, идентифицировать его. Второй не менее показательный пример – серийный маньяк в Новосибирске, который за десять лет совершил девять изнасилований несовершеннолетних. По ДНК на месте преступления удалось выяснить, что он родом из Восточной Сибири. Оказалось, в городе не так много приехавших из того региона. Существенно сократив круг подозреваемых, преступника вычислили буквально за две недели.

Руководитель одного из ключевых направлений (разработка технологии популяционно-территориального происхождения индивида)  академик РАН Вадим Степанов рассказывает подробнее:

– По генетическим данным мы должны были научиться определять этнос или территорию происхождения неизвестного человека. И мы это сделали! Мы секвенировали весь геном человека, а это 3 миллиарда букв, и выбрали оттуда 6 тысяч букв. Эти участки генетического текста уникальны для каждого народа, что позволило нам с довольно высокой точностью определять, откуда родом носитель образца. Иногда это можно сделать с точностью до района и даже населенного пункта. В самых сложных случаях мы можем указать регион происхождения.

ДНК-идентификация – это технология следующего поколения. Она основана на большом количестве анализируемых данных. Не в каждой криминалистической лаборатории ее можно осуществить. Ученые озаботились тем, чтобы сделать еще одну технологию, которая гораздо ближе к той практике, что используют криминалисты, говорит Вадим Степанов:

– У любой криминалистической лаборатории МВД, Следственного комитета, судебно-медицинской экспертизы есть технология чтения так называемых коротких тандемных повторов. Мы разработали нашу оригинальную систему, основанную на маркерах y-хромосомы, потому что большинство преступников мужского пола. Она позволяет нам прочесть не 6 тысяч букв, а всего лишь 34 участка, которые наследуются строго по мужской линии. И позволяют составить такой же точный прогноз в любой криминалистической лаборатории.


gorbatenko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter