«Премиальные бренды ждут действительно тяжелые времена»: как чувствует себя авторынок в условиях распространения коронавируса

«Ласточки» летают низко

Сегодня, пожалуй, нет ни одной сферы жизни, которой бы не коснулся коронавирус. Многие несут потери: рестораны и кинотеатры больше, торгово-развлекательные центры и службы такси чуть меньше. А как в условиях пандемии чувствует себя авторынок? Прошлый год для него оказался весьма удачным: дилеры продали абсолютно рекордное количество новых машин. О том, с какими проблемами в последние месяцы столкнулись салоны и продавцы авто с пробегом, а также о перспективах и тенденциях мы поговорили с Сергеем Михневичем, председателем правления Белорусской автомобильной ассоциации.


Больших надежд нет

— Для бизнеса настали не самые лучшие времена. Наверняка после взлета в прошлом году нынешнее падение дилеры переживают особенно трудно. Как в разгар эпидемии идут продажи?

— Апрель оказался для нас одним из самых провальных за последние два года: падение продаж к марту составило 56 процентов. При этом по сравнению с апрелем прошлого года продажи упали более чем на 40 процентов. 

— Получается, еще в марте люди активно покупали машины. Как думаете, с чем это связано?

— Проанализировав ситуацию, люди решили вложить сбережения в автомобили, поэтому пошли к дилерам. При этом многие брали рублевые кредиты. Но это длилось недолго — буквально неделю во второй половине марта. Потом банки стали отказывать в кредитах, поднимать ставки: как результат — автосалоны опустели. 

— Чего ожидаете от майской статистики?

— Корректно проанализировать ситуацию этого месяца пока нельзя, но мы думаем, что май будет еще более печальным — падение может превысить 50 процентов. На июнь тоже больших надежд нет. В целом у нас пессимистичные прогнозы на два квартала этого года. Такая ситуация развивается во всем мире: во многих странах рынок упал в 2–3 раза, в России — более чем на 70 процентов, в том числе из-за того, что страна ушла на полный карантин. У нас все чуть полегче, но мы не знаем, как люди будут себя вести. Очевидно, сейчас никто здравомыслящий не обратится в банк за кредитом на машину — тут бы семью обеспечить. 

— У продавцов автомобилей с пробегом такая же непростая ситуация?

— В целом да. Я знаю, что по-прежнему работает ручеек поставок авто из США по Указу № 140, но это мизер. Естественно, закрытие границ привело к тому, что ввоз в страну автомобилей с пробегом значительно уменьшился. Сегодня основной рынок составляют внутренние перепродажи — люди отказываются от машин, чтобы потратить деньги на товары первой необходимости. Это, как правило, быстрые сделки с заниженными ценами, чтобы покупатель скорее нашелся. По моим ощущениям, рынок машин с пробегом ждет такое же падение.

Цены ползут вверх

— Насколько я знаю, на нашем рынке представлено более 30 мировых брендов, и это хороший показатель. По вашим наблюдениям, цены у этих дилеров в последние месяцы выросли или, наоборот, упали?

— Когда произошел скачок доллара и евро к рублю, ожидаемо подорожали машины, производимые в зонах, где основная валюта — доллар и евро. Что касается автомобилей российской сборки, мы сумели удержать цены на прежнем уровне — это привело к неплохим цифрам продаж в марте. В этот период несколько брендов даже снизили цены, потому что увидели подъем спроса и не захотели терять клиентов. Если честно, уже январь и февраль показывали стагнацию в плане продаж: дилеры понимали, что входить в кризис с большими складами опасно, поэтому цены никто не задирал. 

— А затем Россия закрылась на карантин, поставки на какое-то время отменились, и наступил период затишья…

— Все так, в это время дилеры продавали то, что было на складах. Поставки из России возобновятся только в конце месяца, а машины из Европы не возят до сих пор. У наших автодилеров не такие большие запасы, поэтому сейчас машины начнут дорожать. Более того, российские заводы после выхода из карантина пересматривают ценовую политику, это коснется и наших дилеров. Россияне будут повышать цены поэтапно: если делать это резко, люди попросту не будут покупать машины. В мае они сделают первый шаг, а дальше будут увеличивать цены на 3–5 процентов ежеквартально. 

— То есть те, кто не успел купить машину в марте, могут уже не надеяться на скидки?

— Цены падать точно не будут. Если машина не нужна срочно, лучше подождать и следить за рынком — у дилеров часто бывают скидки, распродажи. У кого-то сохранились товарные запасы, возможно, их предложат по более привлекательной стоимости. 

Обойдемся без фатальных потерь

— В истории нашего авторынка уже были похожие ситуации: переживали спады в 2009, 2011 и 2014 годах. Чему вас научили те времена?

— Вот поэтому я бы не драматизировал ситуацию, фатальных потерь не будет. Да, последние два года рынок рос на 40–50 процентов в год, но за пару месяцев мы потеряли многое. «Коронакризис» приведет к существенным сокращениям рабочих мест, выручки, налогов, на экономике все это серьезно скажется. Но кризис — это новые возможности, а не только проблемы. Сильнейшие будут отвоевывать свое место. А вот премиальные бренды ждут действительно тяжелые времена, они подорожают и станут менее конкурентными. Первыми восстановятся российские бренды, все будет в порядке и с Geely — он на старте получил хорошую поддержку от государства. Не исключаю, что некоторые бренды вовсе исчезнут с рынка, не сумев справиться с потерями.

— Очаг эпидемии пришелся на китайский город Ухань, который является крупнейшим центром автопрома КНР. Это как-то повлияло на поставки?

— Там расположены заводы мировых автогигантов — General Motors, Nissan, Honda, Renault, Peugeot, а также сосредоточены некоторые производства комплектующих для ведущих мировых брендов, в том числе и российских. Из-за карантина в Ухани появились проблемы с комплектующими, их просто не было. Но это только малая часть, в целом вся мировая цепочка нарушена, ситуация с коронавирусом сломала экономические связи. Знаю, что у одного из брендов случились проблемы из-за закрытия завода в Индии. Эксперты говорят, что мировой автопром упадет более чем на 30 процентов: если раньше в год производилось 90 миллионов машин, то теперь меньше 70 миллионов, что очень существенно.

— Что, в таком случае, ждет бизнес?

— В первом квартале этого года мы наблюдали прирост к первому кварталу прошлого — он составил около 20 процентов. Но уже в апреле он был полностью «съеден». Сейчас мы находимся в фазе падения — на 50 процентов и больше. В прошлом году дилеры продали 65​ 000 автомобилей — это был абсолютный рекорд за все время. В этом году мы будем радоваться, если удастся реализовать 40​ 000–45​ 000 машин. Но и это очень шатко, сейчас я боюсь загадывать даже на месяц вперед. Есть, конечно, теория восстановления — эпидемия закончится в ближайшее время и все придет в норму. Но в это слабо верится, особенно когда медики говорят о второй и третьей волне коронавируса. Рынок восстановится, только если к осени пандемия сойдет на нет. В противном случае нас ожидает очень печальная годовая статистика.

БЛИЦОПРОС

Наталья СИРИНА, руководитель отдела маркетинга Toyota Center Minsk:


— Большой наплыв покупателей произошел, когда в марте повысился курс доллара. Это был бум, люди, пользуясь ситуацией, реализовали свой отложенный спрос и вкладывали рублевые запасы. Все действовали по доходам: кто-то покупал телевизоры, кто-то — автомобили. После такого ажиотажа ожидаемо наступил отток. Повлияло и то, что в России остановил работу завод, который производил наши ключевые модели. Но сейчас постепенно все оживает, люди привыкают к ситуации. Положение с трафиком хуже, чем в прошлом году, но надеемся на постепенное улучшение ситуации. Завод в России возобновляет производство. Насчет роста цен пока официального уведомления нет, но мы зависим от политики российского импортера: если там ценообразование изменится, то это коснется и нас. 

Наталия ОЗАШВИЛИ, специалист по маркетингу ИУП «Мультимоторс»:


— Поставки осуществляются в нормальном режиме, никаких задержек нет. Все автомобили брендов Chevrolet, Ravon, Cadillac, Changan есть в наличии, их привозят с официального центрального склада, который находится в России. Конечно, нам хотелось бы более высоких продаж, но сейчас не совсем понятна ситуация с мировой экономикой, поэтому мы трепетно относимся к любому интересу и ждем дальнейшего развития ситуации. В марте был рост продаж, апрель и май держатся в одной тенденции. Больше стало онлайн-запросов, люди обращаются через соцсети, официальный сайт. Мы пошли покупателям навстречу: делаем для них видеоконсультации, также есть возможность записаться на онлайн-тест-драйв. В общем, стали вводить дополнительные предложения, чтобы люди не выходя из дома могли задать вопросы менеджерам и выбрать себе автомобиль. 

Виктория Сошнянина, специалист по маргетингу BMW АВТОИДЕЯ:


— В марте—апреле, как и у большинства автоцентров, у нас ощутимо снизился трафик и спрос на автомобили. Заводы концерна BMW по всему миру временно приостановили работу — возник вопрос с поставками. Заказ автомобилей в индивидуальной комплектации временно приостановили. Автоцентр продолжает работу в стандартном режиме, мы предприняли все меры для максимально комфортного и безопасного посещения автоцентра и предоставления услуг нашим клиентам. Например, возможность безопасной и удаленной приемки автомобиля, санитарная обработка салона автомобиля перед выдачей клиенту. На данный момент заводы возовновляют работу, трафик в автоцентр постепенно увеличивается, клиенты возвращаются к незавершенным сделкам.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter