Сладкая жизнь советской студентки
Вместе с Владимиром Высоцким она поднималась на Эльбрус в фильме «Вертикаль», ее героини строили, воевали и оставались надежной опорой мужественных мужчин того времени. Но в то же время они были очень женственными и обаятельными. Да она и сейчас остается такой же. Вчера народная артистка России Лариса Лужина отметила значимый юбилей.
– Лариса Анатольевна, до вас так трудно дозвониться, вы постоянно заняты...
– Так я же из тех, кто любит работать. Не могу сидеть дома. Сразу же начинаю ощущать свою невостребованность, ненужность. А работа подстегивает, стимулирует. И до сих пор считаю это настоящим чудом.
– Прежде чем стать актрисой, вы же были манекенщицей?
– Здесь сыграл свою роль случай. После школы я попробовала поступить в Ленинградский институт театра, музыки и кино и... провалилась. Тогда решила, что больше в театральный поступать не буду. Работала в Таллине на фармацевтической и кондитерской фабриках, секретарем. Както в газете увидела объявление о том, что дом моделей объявляет конкурс. Отправилась туда, и меня взяли манекенщицей. Я тогда считалась высокой: рост метр семьдесят два сантиметра. На подиуме на меня обратила внимание ассистентка режиссера Лейды Лайнис, которая снимала фильм «Незваные гости», и я получила приглашение сняться в небольшом эпизоде, изображая эстонскую певицуэмигрантку. И этот эпизод перевернул всю мою жизнь. Вскоре я снялась у Герберта Раппопорта в главной роли в фильме «Дождь и солнце».
Отказала Жоффрею де Пейраку
– Вместе с китами нашей кинематографии Герасимовым, Кулиджановым, Ростоцким, Райзманом вас послали на кинофестиваль в Канны с картиной «На семи ветрах». Что за танцевальные чудеса вы там показывали?
– Советская делегация на фестивале устроила торжественный прием. В то время входил в моду твист, который у нас запрещали. На режиссерском факультете у Михаила Ильича Ромма учился Коста Диани, нескольким основным па он меня научил. И вот на приеме американский журналист попросил меня станцевать с ним твист. Я стала отказываться, но Сергей Аполлинариевич, возглавлявший нашу делегацию, сказал: «Ну ты же студентка, актриса, должна все уметь делать». Я и пошла. Во время танца меня со всех сторон фотографировали, и вскоре эти снимки оказались на развороте журнала «Париматч» под заголовком «Сладкая жизнь советской студентки». Номер журнала дошел до нашего министра культуры Е.Фурцевой. Говорят, гневу ее не было предела. К моему счастью, Герасимов, Ростоцкий и Григорий Чухрай за меня заступились.
– Это не выдумка журналистов, что вас приглашал к себе в номер сам Робер Оссейн?
– Нет, не выдумка, это на самом деле было. Наша делегация ушла на встречу с Антониони. А я, посидев в номере, спустилась в холл и села в баре за столик. Ко мне подошел красивый мужчина и сказал порусски: «Здравствуй, мамочка! Вы из Москвы?» Позже я узнала, что он мамочкой называл всех женщин, даже одну из своих жен Марину Влади. Я ответила, что да, и он сел рядом и сразу предложил пойти к нему в номер. А нас так «подготовили» к этой поездке, что мы, наверное, выглядели настоящими дикарями. Я и брякнула: «А зачем?» Он так посмотрел на меня и сказал: «Чего ты боишься, я же не стану на тебя кидаться, посидим, поговорим, ну поцелую разок – и все! Вам что, не разрешают?» – «Почему не разрешают? Я просто не хочу». – «Сколько же тебе лет?» Узнав, что мне 21 год, протянул: «Ой, так ты уже все знаешь, Марина с четырнадцати лет все знает». И все на этом закончилось.
– Потом не пожалели о своем отказе?
– Наверное, жалела. Представляете, в моем послужном списке был бы сам Робер Оссейн – Жоффрей де Пейрак из знаменитой «Анжелики»! (Улыбается.)
– Не страшно было в фильме «Доктор Шлюттер» сняться в постельной сцене?
– Конечно, было страшно. Я должна была лежать в плавках, но все остальное – открыто. Режиссер и так меня уговаривал, и сяк, всех, кроме оператора, из павильона удалили, а я все реву, не знала, как объяснить, что у меня маленькая грудь и, если я лягу, ее видно не будет. Тогда режиссер велел мне сидеть. Я села, скрестив руки, так меня и сняли.
«Она была в Париже»
– «Куда мне до нее – она была в Париже» – эту песню Владимир Высоцкий посвятил вам?
– Когда Володя написал эту песню, никто както и не связывал наши имена. Ну, посвятил и посвятил. Тем более что вначале смысл этой песни показался несколько ироничным. Мы знали друг друга, он часто приходил к нам во вгиковское общежитие. На четвертом этаже у нас была специальная комната для гостей, где мы собирались вечерами, читали стихи, пели песни. Там, кстати, и познакомились. У нас была одна компания, душой которой был Володя. Сблизились с ним мы уже на съемках фильма «Вертикаль». Володя дружил с альпинистами. На наших глазах произошла трагедия, мы помогали спустить погибшего и раненого альпинистов. Володя тогда написал: «Парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его, пусть он в связке с тобой одной, там поймешь, кто такой»…
– Вот вы говорите, что Высоцкий для вас был только другом. А в других своих партнеров вы не влюблялись?
– Было такое единственный раз, когда я влюбилась в Александра Фадеева, игравшего роль одного из альпинистов. Вообще, все мои партнеры были такими, от которых поклонницы сходили с ума: Вячеслав Тихонов, Анатолий Кузнецов, Георгий Бурков… Мне почемуто всегда нравились молчаливые, загадочные операторы. Два моих мужа, кстати, были представителями именно этой профессии. Леша Чардынин снимал «Журналиста», Валера Шувалов (отец моего сына) – «Интердевочку», «Сказку странствий», «Экипаж» и другие. А всего у меня было четыре брака, и все они распались.
– Вспомните о самом счастливом дне в своей жизни.
– Когда я родила сына. Если бы не Павлик, то сейчас чувствовала бы себя очень одинокой. У меня замечательные внуки, хорошая невестка... Когда я родилась, у меня были длинные волосы, и гадалка сказала маме, что у меня будет много мужчин, но останусь одна. Со своими мужьями я рассталась, но у меня остались сын и внуки. И это большое счастье.
Досье «ДК»
Народная артистка РСФСР Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Во время блокады потеряла бабушку, старшую сестру, отца. После войны несколько лет жила в Таллине. Работала на кондитерской фабрике, затем поступила в дом моделей. Там ее пригласили на первую роль в кино – эпизод в картине «Незваные гости». Затем была главная роль в картине «Дождь и солнце».
В 1964 году окончила ВГИК – мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой – и стала актрисой Театрастудии киноактера. На первом курсе снялась в культовой картине «На семи ветрах» у Станислава Иосифовича Ростоцкого. Потом были картины «Тишина», «Четвертая высота», «Исполнение желаний», «Вертикаль»…
В браке с кинооператором Валерием Шуваловым родился сын Павел. Трое внуков.
Леонид Гуревич.
Советская Белоруссия №42 (24425). Среда, 5 марта 2014 года.