Лариса Лужина:

Сладкая жизнь советской студентки

Сладкая жизнь советской студентки


Вместе с Владимиром Высоцким она поднималась на Эльбрус в фильме «Вертикаль», ее героини строили, воевали и оставались надежной опорой мужественных мужчин того времени. Но в то же время они были очень женственными и обаятельными. Да она и сейчас остается такой же. Вчера народная артистка России  Лариса Лужина отметила значимый юбилей.


– Лариса Анатольевна, до вас так трудно дозвониться, вы постоянно заняты...


– Так я же из тех, кто любит работать. Не могу сидеть дома. Сразу же начинаю ощущать свою невостребованность, ненужность. А работа подстегивает, стимулирует. И до сих пор считаю это настоящим чудом.


– Прежде чем стать актрисой, вы же были манекенщицей?


– Здесь сыграл свою роль случай. После школы я попробовала поступить в Ленинградский институт театра, музыки и кино и... провалилась. Тогда решила, что больше в театральный поступать не буду. Работала в Таллине на фармацевтической и кондитерской фабриках, секретарем. Как­то в газете увидела объявление о том, что дом моделей объявляет конкурс. Отправилась туда, и меня взяли манекенщицей. Я тогда считалась высокой: рост метр семьдесят два сантиметра. На подиуме на меня обратила внимание ассистентка режиссера Лейды Лайнис, которая снимала фильм «Незваные гости», и я получила приглашение сняться в небольшом эпизоде, изображая эстонскую певицу­эмигрантку. И этот эпизод перевернул всю мою жизнь. Вскоре я снялась у Герберта Раппопорта в главной роли в фильме «Дождь и солнце».


Отказала Жоффрею де Пейраку


– Вместе с китами нашей кинематографии Герасимовым, Кулиджановым, Ростоцким, Райзманом вас послали на кинофестиваль в Канны с картиной «На семи ветрах».  Что за танцевальные чудеса вы там показывали?


– Советская делегация на фестивале устроила торжественный прием. В то время входил в моду твист, который у нас запрещали. На режиссерском факультете у Михаила Ильича Ромма учился Коста Диани, нескольким основным па он меня научил. И вот на приеме американский журналист попросил меня станцевать с ним твист. Я стала отказываться, но Сергей Аполлинариевич, возглавлявший нашу делегацию, сказал: «Ну ты же студентка, актриса, должна все уметь делать». Я и пошла. Во время танца меня со всех сторон фотографировали, и вскоре эти снимки оказались на развороте журнала «Пари­матч» под заголовком «Сладкая жизнь советской студентки». Номер журнала дошел до нашего министра культуры Е.Фурцевой. Говорят, гневу ее не было предела. К моему счастью, Герасимов, Ростоцкий и Григорий Чухрай за меня заступились.


– Это не выдумка журналистов, что вас приглашал к себе в номер сам Робер Оссейн?


– Нет, не выдумка, это на самом деле было. Наша делегация ушла на встречу с Антониони. А я, посидев в номере, спустилась в холл и села в баре за столик. Ко мне подошел красивый мужчина и сказал по­русски: «Здравствуй, мамочка! Вы из Москвы?» Позже я узнала, что он мамочкой называл всех женщин, даже одну из своих жен Марину Влади. Я ответила, что да, и он сел рядом и сразу предложил пойти к нему в номер. А нас так «подготовили» к этой поездке, что мы, наверное, выглядели настоящими дикарями. Я и брякнула: «А зачем?» Он так посмотрел на меня и сказал: «Чего ты боишься, я же не стану на тебя кидаться, посидим, поговорим, ну поцелую разок – и все! Вам что, не разрешают?» – «Почему не разрешают? Я просто не хочу». – «Сколько же тебе лет?» Узнав, что мне 21 год, протянул: «Ой, так ты уже все знаешь, Марина с четырнадцати лет все знает». И все на этом закончилось.


– Потом не пожалели о своем отказе?


– Наверное, жалела. Представляете, в моем послужном списке был бы сам Робер Оссейн – Жоффрей де Пейрак из знаменитой «Анжелики»! (Улыбается.)


– Не страшно было в фильме «Доктор Шлюттер» сняться в постельной сцене?


– Конечно, было страшно. Я должна была лежать в плавках, но все остальное – открыто. Режиссер и так меня уговаривал, и сяк, всех, кроме оператора, из павильона удалили, а я все реву, не знала, как объяснить, что у меня маленькая грудь и, если я лягу, ее видно не будет. Тогда режиссер велел мне сидеть. Я села, скрестив руки, так меня и сняли.


«Она была в Париже»


– «Куда мне до нее – она была в Париже» – эту песню Владимир Высоцкий посвятил вам?


– Когда Володя написал эту песню, никто как­то и не связывал наши имена. Ну, посвятил и посвятил. Тем более что вначале смысл этой песни показался несколько ироничным. Мы знали друг друга, он часто приходил к нам во вгиковское общежитие. На четвертом этаже у нас была специальная комната для гостей, где мы собирались вечерами, читали стихи, пели песни. Там, кстати, и познакомились. У нас была одна компания, душой которой был Володя. Сблизились с ним мы уже на съемках фильма «Вертикаль». Володя дружил с альпинистами. На наших глазах произошла трагедия, мы помогали спустить погибшего и раненого альпинистов. Володя тогда написал: «Парня в горы тяни, рискни, не бросай одного его, пусть он в связке с тобой одной, там поймешь, кто такой»…


– Вот вы говорите, что Высоцкий для вас был только другом. А в других своих партнеров вы не влюблялись?


– Было такое единственный раз, когда я влюбилась в Александра Фадеева, игравшего роль одного из альпинистов. Вообще, все мои партнеры были такими, от которых поклонницы сходили с ума: Вячеслав Тихонов, Анатолий Кузнецов, Георгий Бурков… Мне почему­то всегда нравились молчаливые, загадочные операторы. Два моих мужа, кстати, были представителями именно этой профессии. Леша Чардынин снимал «Журналиста», Валера Шувалов (отец моего сына) – «Интердевочку», «Сказку странствий», «Экипаж» и другие. А всего у меня было четыре брака, и все они распались.


– Вспомните о самом счастливом дне в своей жизни.


– Когда я родила сына. Если бы не Павлик, то сейчас чувствовала  бы себя очень одинокой. У меня замечательные внуки, хорошая невестка... Когда я родилась, у меня были длинные волосы, и гадалка сказала маме, что у меня будет много мужчин, но останусь одна. Со своими мужьями я рассталась, но у меня остались сын и внуки. И это большое счастье.


Досье «ДК»


Народная артистка РСФСР Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Во время блокады потеряла бабушку, старшую сестру, отца. После войны несколько лет жила в Таллине. Работала на кондитерской фабрике, затем поступила в дом моделей. Там ее пригласили на первую роль в кино – эпизод в картине «Незваные гости». Затем была главная роль в картине «Дождь и солнце».


В 1964 году окончила ВГИК – мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой – и стала актрисой Театра­студии киноактера. На первом курсе снялась в культовой картине «На семи ветрах» у Станислава Иосифовича Ростоцкого. Потом были картины «Тишина», «Четвертая высота», «Исполнение желаний», «Вертикаль»…


В браке с кинооператором Валерием Шуваловым родился сын Павел. Трое внуков.


Леонид Гуревич.

 

Советская Белоруссия №42 (24425). Среда, 5 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter