В Русском театре прошла премьера белорусско–итальянской комедии дель арте Viva Commedia

Лапшу на оба ваших дома

Раб рампы


«Срываем маски!» — заявил мой армейский дружок и сосед по гаражному кооперативу Сигизмунд Вератила, хлопнув передо мной по столу увесистой коричневой папкой, отчего над столом поднялась пыль. «Вы работали в фотоателье «Современник» в Феодосии в 1983 году?» — строго так он у меня спрашивает. Работал, отвечаю, да. Сколько кальвадоса было выпито, Сигизмунд, за рассказом об этом нелепом эпизоде моей жизни. Я ж объяснял, чумовой: обокрали меня тогда на вокзале два хмыря, не было денег на обратную дорогу, вот я в фотоателье и подвизался вместо попугая, который в Турцию мотанул, заработать на билеты. Студенточки со мной фотографировались, отдыхающие. «Неувязочка, — строго говорит Вератила и стучит при этом «беломориной» по портсигару. — Ателье недосчиталось после вас двух штативов и трех банок с проявителем. Дело серьезное — без срока давности». Я говорю, Сигизмунд, ты б вместо того, чтобы True Detective на ночь смотреть, воображая, что ты — Мэтью Макконахи, пошел бы лампочку в общем коридоре поменял. Все, отстань. «Подожди, — говорит, — еще ж очная ставка с попугаем». «Верни попугая Семеновне и перестань хулиганить, — говорю я голосом, не терпящим возражения. — Не умеешь ты маски срывать. Пошли, горе луковое, в Русский театр на премьеру белорусско–итальянской комедии дель арте Viva Commedia!, ты хоть поймешь, в чем природа маски, как с ней обращаться и как правильно срывать».


Учитывая, что мы с Сигизмундом по уши влюблены в Софи Лорен, в молодости косили под Мастроянни времен «Сладкой жизни», регулярно совершаем полеты в осенний и прекрасный Рим, бродя в задумчивости возле Колизея, а также приглашаем друг друга на пиццу и соревнуемся в приготовлении пасты болоньезе, долго уговаривать моего сателлита не пришлось. Такого поклонника итальянской культуры, как мой Вератила, еще поискать. «В прошлой жизни, я, видимо, был итальянцем», — как–то задумчиво молвил он, глядя на меня поверх солнцезащитных очков. Я не стал спорить с дураком, от которого ушла жена–доцент и у которого просрочка лет на шесть по взносам в гаражный кооператив.


Viva Commedia! оказалась забойной штучкой. Суть тут в чем: итальянский драматург почти на коленочке за короткий срок написал пьесу в стиле древней комедии дель арте, которая, как мы помним, — разновидность площадного театра и где, как мы опять же помним, действуют не персонажи, а маски разной степени гадливости. Итальянский режиссер эту пьесу с молодыми артистами театра им. М.Горького поставил. Италия сейчас председательствует в ЕС, так вот ее и распирает, красотку, от всяких идей и инициатив. Театр здесь выступил чем–то вроде средства народной дипломатии. Мир–дружба. Рот–фронт. Уно моменто.


...«Мне кажется, эта премьера была немного альденте?» — со значением произнес мой попутчик, когда мы вышли из театра под вечерние фонари. Внутренняя упругость в спектакле определенно присутствовала. «И немного аллегро», — парировал я, зная, что уж в музыкальных терминах Вератила не силен. «И, пожалуй, в чем–то престо», — продолжал троллить меня старый греховодник. «Basta! — крикнул я. — Поупражнялись талантливые актеры в другой стилистике — и хорошо. А если ты считаешь, что тебе итальянской лапши на уши навешали, так это твои проблемы. Мне лично понравилось». Вератила смолк.


Вот что мы за народ? Нас приучают к европейским ценностям, а мы артачимся. Прячемся, как Иудушка Головлев, в свою сырую комнатенку. И брюзжим, брюзжим, брюзжим. Кичимся Станиславским, а ставим бездуховный кич. Всю жизнь срываем друг с друга маски, ссоримся, выискиваем недостатки. Одной рукой крестимся, а другой топим котенка. А вот итальянцы — смеются, танцуют, и все с чистой совестью. Беззаботная и радостная публика. Так что, виват, комедианты, виват! Viva Commedia! — это прививка солнца, немного «Кьянти» в нашей пресной «Боровой».


Дома Вератила пошел к себе смотреть очередную серию бездуховного True Detective. Прав Говорухин — давно пора всю эту американщину запретить. А ставить вот такие культурные, проверенные вещи — комедии дель арте или там древнегреческих авторов — Софокла, Аристофана, Еврипида. Чтобы у нас все было, как встарь.

Добрый зритель в 9–м ряду.


Советская Белоруссия №181 (24562). Вторник, 23 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter