Лапша на постном масле

Как виновники дикого роста цен оказались благодетелями

Заговор монополистов
Поаплодируем инженеру-конструктору из Новосибирска Раисе Мелиховой, которая во время «прямой линии» народа с президентом сумела донести до него вопрос о дикорастущих ценах.
– Захожу в магазин и вижу, что на полках продукты становятся чуть ли не в два раза дороже, – пожаловалась женщина. – Это очень больно бьет по нам, бюджетникам. Я уже не говорю о пенсионерах. Что же будет с ценами в дальнейшем? И какие шаги предпринимаются правительством для их стабилизации, чтобы не было дальнейшего роста?
В ответе телезрительнице глава государства рассказал о принимаемых мерах и пояснил, что уже дал соответствующее поручение правительству.
И вот в здании Минсельхоза под громкие слова о «социальной ответственности бизнеса» состоялось добровольное подписание соглашения о «заморозке цен». Свои автографы поставила большая группа представителей продуктовых компаний и посредников, чьи названия, должности и фамилии почему-то не афишировались. Да и само «историческое событие» не попало в выпуски теленовостей. Почему же?
Участники «ценового соглашения»:
Производители – «Вимм-билль-данн», «Юнимилк», «Солнечные продукты», «Юг Руси», Росптицесоюз, Молочный и Масложировой союзы и др.
Торговые посредники – «Ашан», «Била», «Гроссмарт», «Лента», «Копейка», «Мосмарт», «Метро кэш энд керри», «Реал», X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток») и др.
Фарс на заданную тему
В самом деле, почему обворовавшим людей компаниям позволили выставить себя как благодетелей? Почему именно они, а не правительство начали диктовать условия «заморозки» цен?
Скажем, если многие депутаты Госдумы требовали вернуть их на уровень 1 января 2007 года, то «добровольно договаривающиеся стороны» об этом даже не заикались. Они согласились зафиксировать их лишь по состоянию на 15 октября и до 31 января 2008 года не допускать торговой наценки свыше 10 процентов. И только на очень ограниченный перечень продуктов. Черный и белый хлеб, низкожирные (самые дешевые) сорта молока и кефира, подсолнечное масло да куриные яйца. Всего 6 наименований. В общем объеме поставок они занимают 5–7 процентов, что никак не отразится на прибылях компаний. Более того, их представители уже раздали щедрые интервью, в которых проболтались: отыгрываемся на других продуктах.
И отыгрываются. Ведь ни мясо, ни сливочное масло, ни сыры, ни рыба, ни сахар, ни овощи, ни сметана, так нужные детям и больным людям йогурты, творожки и другие нежные молочные продукты под ценовую «заморозку» не попали. Как заявили «подписанты»,  для простого народа это уже роскошь. Они всерьез полагают, что большинству населения, старикам и детям следует питаться исключительно лапшой на постном масле.
Вот почему нельзя отделаться от ощущения, что разрекламированное во всех СМИ «ценовое соглашение» – из области все той же малосъедобной «пропагандистской лапши». Оно напоминало скорее сговор монополистов, чем действительное желание властей остановить пляску цен и наказать виновных в грабеже людей. Похоже, перед нами снова разыграли фарс – чтобы пустить пыль в глаза президенту, снизить накал протестных акций и настроений накануне парламентских выборов 2 декабря.
 – По сути, закончилась многоходовая комбинация под названием «ценовая махинация», цель которой – очередное ограбление населения, – говорили мне многие депутаты Госдумы. – Бедные стали еще беднее, богатые – еще богаче.
Унижение крестьянина
После «ценового шока» на ТВ и в СМИ прозвучали сотни мнений, почему столь резко возросли цены на продукты. Ведь не было ни засухи, ни недорода, да и нам все последние годы прожужжали уши про «стабильность», «предсказуемость» и «экономический рост».
И вот под авантюрный лозунг «Фермер накормит страну» началась ликвидация колхозов и совхозов, всего крупнотоварного производства. Село стало получать из бюджета совершенно ничтожные крохи «господдержки» – менее 1 процента. Для сравнения: в нищей Украине она 10 процентов, в Беларуси – 20 процентов, в Азербайджане – 25 процентов. В странах ЕС – до 30 и выше.
Вот уже много лет отечественное сельхозпроизводство душит дикий диспаритет цен – на технику и запчасти, удобрения и ГСМ и др. Национальный проект по АПК эти материи стыдливо обходит. В итоге только за последние три года посевные площади сократились почти на 3 миллиона гектаров. Сегодня на душу русского населения мяса приходится в полтора раза меньше, чем в Китае, и в 2–3 раза меньше, чем в странах Западной Европы.
Про мизерную зарплату тружеников деревни и говорить нечего. В среднем она чуть выше 3500 рублей при средней в экономике 8550 рублей. После вычетов платы за жилье остаются сущие копейки. Это одна из главных причин того, почему сельское население живет далеко за чертой бедности. О каком повышении рождаемости здесь можно говорить?
Будет ли закон о продовольственной безопасности?
По оценкам специалистов, продовольственная безопасность любой страны заканчивается тогда, когда в нее завозится свыше 25–30 процентов зарубежной еды. А у нас – от 45 до 70 процентов и более. Причем поставляют, как правило, пищу далеко не лучшего качества. Можно сказать резче: Россия давно стала мировой свалкой недоброкачественных продуктов.
К примеру, сколько разгоралось скандалов из-за напичканных гормонами «ножек Буша»? Сами американцы их не едят. По заявлениям экспертов, в США за время выращивания цыпленок получает десять инъекций антибиотиков и стимулятора роста. Специалисты бьют в набат: в некоторых партиях американской курятины содержание антибиотиков в 200 раз превышает допустимые нормы! Наши робкие попытки ограничить ввоз «ножек» всякий раз заканчивались окриком президента США и… поставки возобновлялись. Почему же не может им противостоять главный санитарный врач страны Г. Онищенко, который и в латвийских шпротах может увидеть пестициды, и в молдавском вине? Загадка.
Немало в эти дни было сказано слов о том, что России нужно как можно быстрее принять закон о продовольственной безопасности. Такой, чтобы сделал ее экономику независимой от колебаний «конъюнктуры мирового рынка». Об этом недвусмысленно высказался и спикер российского парламента Борис Грызлов. Так о чем разговор? Давайте побыстрее примем такой закон, тем более что среди депутатов Госдумы немало аграриев, которые не раз приступали к его разработке.
Только вот сомнение: почему его подготовку на этот раз поручили не депутатам, а… Союзу промышленников и предпринимателей, этому «профсоюзу олигархов», как его еще называют? Как вы думаете, чьи интересы он будет выражать в первую очередь? Какой будет его философия – защита страны от недоброкачественных импортных харчей, а населения от ценового беспредела монополистов или «возмещение бизнесу всех издержек»? И сколько еще времени он будет «готовиться»?
А с кого будем спрашивать, когда с нового года снова резко скакнут цены на продукты, услуги ЖКХ, лекарства, транспорт?

P.S. Как сообщили наши источники, никто из представителей Белого дома добровольное «ценовое соглашение» продуктовых и торговых монополистов подписывать не захотел. Так какова его цена? Какова здесь роль правительства? Выходит, оно снова не хочет брать на себя никакой ответственности? А поручение президента – побоку?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter