Лапша для дачника

О садово–огородной теме

Всякий раз, когда открываю очередной бесплатно брошенный в мой почтовый ящик рекламный буклет на садово–огородную тему, вспоминаю Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» Ведь чего только не предлагают сегодня ушлые торговцы, зная нашу легковерность!


Смотрите, некая фирма из Витебской области рекламирует «высокопродуктивный мицелий, гарантирующий большую урожайность» всем известных лисичек, боровиков, подберезовиков, подосиновиков, опят, рыжиков, груздей и даже трюфелей — черных и белых. Вот удача! Развести их, оказывается, проще простого, чуть не у подъезда. Кто же откажется? Но, увы, если бы все так было просто, то в наших лесах шагу бы нельзя было ступить от изобилия грибов. Однако мы в буквальном смысле охотимся за каждым. Почему? Любой миколог вам скажет: большинство лесных грибов в своем развитии тесно связаны с корнями деревьев, они окутывают их своими корешками, за счет чего и питаются. Это не шампиньоны и не вешенки, которые действительно можно вырастить на дачном участке. Научные институты годами бьются, чтобы выделить мицелий классических лесных грибов. А у какого–то безвестного умельца это уже получилось, и он еще гарантирует небывалый урожай, без лесной почвы и деревьев? Разрешите не поверить.


Или вот страничка другого каталога. Колоновидные абрикос, слива, груша, яблоня, крыжовник, черешня... Колонны действительно нынче в большой моде. Их главное преимущество в том, что деревья можно высаживать на расстоянии 40 см друг от друга. Между рядами — не более 90 см: чтобы свободно пройти с корзиной. Вырастают же колонны не более 2,5 м в высоту. Радует и урожайность: в 5 — 6 раз больше, чем у большерослых деревьев, причем порой и в первый же год. Опять находка для садоводов? На картинке в буклете деревца действительно стоят красиво и стройно, как свечи. Но ученые РУП «Институт плодоводства» видят здесь явный подвох. Ведь сегодня в Беларуси нет ни одного районированного сорта колоновидной яблони (хотя испытания идут с 1993 года!), первые два сорта только готовятся к испытаниям на государственном уровне. И что же, кто–то опять науку опередил? Колоновидный крыжовник, как я понимаю, — вообще, не что иное, как штамбовый. Так создать такое деревце под силу даже начинающему садоводу. Спрашивается, зачем платить 290 тысяч рублей? За громкую рекламу? За собственные иллюзии?


Может быть, вы уже «купились» на ампельную и вьющуюся землянику? Тогда разочарую: ну нет таких в природе! Есть самая обычная ремонтантная земляника садовая, только очень «усатая». Или вас манит «новинка сезона» — чудо–ягоды годжи? Его нам преподносят как тибетский барбарис, причем страшно полезный. Но ведь само растение (в том числе и свежие ягоды) ядовито! Собирают плоды только в перчатках, а едят — исключительно в сушеном виде. Что же касается заверений рекламы, что ягоды годжи богаты таким природным и, главное, якобы антираковым элементом, как германий, то вспомните школьные уроки: германий, точно так же, как и селен, и другие микроэлементы, будет в плодах, если есть в почве. Наши же почвы им бедны — тогда откуда ему взяться? Кстати, в Украине годжи — сорняк страшнейший, а поляки выращивают его исключительно как декоративное растение...


Я могла бы еще долго перечислять более чем сомнительные предложения, которые специалисты разбивают в пух и прах. Скажем, из той же оперы голубика канадская нектарная: растет она только в диком виде в Канаде, и главный ее плюс — декоративность. Добрались уже ретивые торговцы и до нашей любимой картошки. Да, белорусы — бульбаши, за хороший сорт и денег не жалко. Только вот по 50 ли тысяч за килограмм? Что интересно, из предложенных яркой рекламкой девяти «новейших» сортов в Беларуси районирован только один — и тот в далеком 1988 году! Какая ж это новинка? К тому же в РУП «Научно–практический центр НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству» этот же сорт и множество других, в том числе самых современных, можно купить всего лишь за 5,5 тысячи рублей за кг.


Вот так, увы, и делаются деньги из воздуха. Из нашего неведения и нежелания навести где надо справки. В принципе, ничего удивительного: слишком сладкие обещания в красивой обертке — это традиционный принцип работы любого лохотрона. Кому–то под этой маркой «втюхивают» бытовые фильтры, кому–то — биодобавки, историям несть числа. Вот только садоводам и огородникам вдвойне будет обидно: для них куда горше во всех смыслах закопанных в землю денег окажется потеря сил, времени и, в конце концов, дачного сезона, а то и не одного.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter