Лампочка Ильича

В Москве открылась выставка подарков «Дары вождям»
В Москве открылась выставка подарков «Дары вождям»

Целая галерея портретов, выполненных из необычных материалов: портрет Ленина, сделанный из... человеческих волос. Портрет Брежнева из сахара. А рядом — его же изображение на оренбургском пуховом платке. Потрясающее впечатление оставляет огромный, в полстены, портрет Сталина, выполненный рабочими из заклепок. Но еще больше поражает портрет Ленина из табачных листьев — его в 1927 году изготовила табачная фабрика «Дукат»...

«Дары вождям» — так называется выставка, которая открылась в московском государственном выставочном зале «Новый Манеж». Организована она музеями Московского Кремля и проходит при поддержке министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, федерального агентства по культуре и кинематографии, комитета по культуре правительства Москвы. Экспозиция будет работать до 26 ноября ежедневно, кроме понедельника, и, надо думать, вызовет огромный интерес.

— Выставка состоит из двух частей, расположенных в разных залах. Первая часть — хронография власти, вторая — ее картография, — рассказывает заместитель директора музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова. — Здесь — историческое время советской эпохи, воплощенное в подарках, и поскольку речь идет о времени, экспозиция развернута в форме спирали.

Самый первый экспонат на выставке — именно с него начинается спираль — это забавная фигурка обезьяны, держащей в руке череп, — подарок Арманда Хаммера, сделанный в 1921 году Владимиру Ильичу Ленину.

Лампочка Ильича, внутри которой — силуэт Ленина, не просто подарок, а символ. Еще один комплекс подарков Сталину — макеты действующих шахт, турбин, но венец всего — дар вождю от азербайджанских нефтяников, где нефтяная вышка выполнена из... чистого серебра. А рядом — макет МГУ, сделанный из слоновой кости.

— Представленные на выставке подарки в основном были преподнесены к нескольким важнейшим датам, — говорит Зельфира Трегулова. — 1922 год — пять лет Великой Октябрьской социалистической революции, 1923 год — 25 лет РКП(б), 1939 год — 60 лет Сталину, 1949 год — его 70–летие, 1964 год — 70 лет Хрущеву, 1976 и 1981 годы — юбилеи Брежнева. Нашей задачей было воссоздать через подарки картину мироздания в советскую эпоху. Как вы можете заметить, типологически дары вполне сходны, и это одна из причин, почему мы рассматриваем материал в целом, а не следуем жесткой хронологии дарения.

В 1949 году в связи с 70–летием вождя был создан Музей подарков Сталину — единственный в своем роде. Потом его закрыли, а подарки были рассредоточены по различным музеям России. Вещи с политической составляющей ушли в первую очередь в Музей революции, подарки из драгоценных металлов попали в хранилища Кремля, демонстрирующие достижения индустриализации модели попали в Политехнический музей, подарки из советских республик — в этнографический музей.

...Посетителям есть чему удивляться. Скажем, подарок от чешских производителей — огромный ящик из серебра, полностью заполненный мылом. До наших дней мыло, естественно, не дожило, зато ящик остался в целости и сохранности. Этот подарок был сделан в 1949 году к 70–летию Сталина. Особого внимания заслуживают подношения в виде букетов к различным юбилеям. Например, сноп колосьев, подаренный Владимиру Ильичу, конечно, не дожил бы до наших дней, поэтому этот дар все время обновляют — раз в 15 лет. А вот такие букеты, как розы из стали и позолоченные ромашки из серебра, — их подносили Брежневу соответственно на 70– и 75–летие — обновлять не надо.

Подарок Горбачеву — демократичный свитер с его портретом и ручка «Буйный почерк». Но далеко не все подарки этому лидеру так просты. Огромный ковер с изображением Михаила Сергеевича, где даже выткано знаменитое родимое пятно на его лбу, дорогого стоит.

На выставке есть даже свадебные подарки. Вот издалека словно женская фигура. Подходишь ближе и видишь, что это — шпага, воткнутая в пышную юбку. Подарок символизирует мужское и женское начала. А вот копия с античной вазы с эротическими изображениями — подарок тосканских трудящихся Сталину в 1949 году. Какова была реакция вождя, неизвестно, как и то, попала ли ваза вообще ему на глаза, — не побоялись ли приближенные показать. Однако доподлинно известно, что экспонат этот в Музее подарков Сталину показывали, предварительно прикрыв изображения специальной лентой.

Целый ряд подарков, символизирующих трудовые подвиги. Отбойный молоток знаменитого Стаханова, владелец которого выработал 14 норм, тоже был подарен Сталину и, честно говоря, впечатляет больше, чем ковры и драгметаллы. Или письменный прибор, который из бисера сплела ногами безрукая женщина. Он кажется даже более невероятным, чем висящий неподалеку ковер, на котором на фоне индустриального пейзажа — дымящих трубами заводов — безмятежно танцует детский хоровод и над всем этим реет гигантский образ Сталина.

Гнетущее чувство вызывает альбом — подарок В.И.Ленину от Совнаркома Туркестанской Республики — с изображением жертв расстрела 1919 года во время белогвардейского восстания. Его раскрыли на самой безобидной странице — настолько страшны эти фото.

Целая ниша в первом зале отведена под экспозицию текстовых подарков. На страницах книги, сделанной в виде часов, размером превышающих человеческий рост, расписались 500 болгарских коммунистов. Здесь же альбом с рисунками Жана Кокто и Жана Эйфеля, подаренный Хрущеву Шарлем де Голлем.

«Дары вождям» — часть вторая. О ней рассказывает Ольга Соснина — историк искусства, сотрудник музеев Кремля, один из двух кураторов выставки. Второй куратор — Николай Ссорин–Чайков — антрополог, преподаватель Кембриджского университета.

— Мы с моим коллегой в течение двух лет отсматривали и отбирали подарки в фондах российских музеев. И постепенно родилась концепция — показать советскую эпоху как новое время, которое наступает после весьма значительного перелома. Так родились два зала — хронографии власти и картографии власти. Исследовали пространство власти — и родилась идея «Мира для вождя» в зале картографии, где каждый даритель обозначает свое место, национальность, и «Дома для вождя» — с подарками, отражающими воображение дарителей о доме, где живет глава государства, посуде, которой он пользуется, вплоть до ложек, вилок и других столовых приборов. Здесь же — буфеты, одежда, ткани, трубки. Последние ассоциируются с образом вполне определенного вождя.

— Ольга, музеи, где подарки хранятся постоянно, охотно сотрудничали с вами?

— Нам повезло — мы нашли единомышленников. Ведь это отдельная тема — музейная жизнь даров. У нас на выставке, кстати, работает видео, демонстрирующее, как посетители в советскую эпоху рассматривали экспозиции подарков. На выставке «Дары вождям» в итоге представлены 14 музеев, и их сотрудники вложили огромный труд в реализацию этого проекта.

— Сколько всего на выставке экспонатов?

— Пятьсот, но на самом деле предметов гораздо больше.

— Как вы считаете, привычка одаривать вождей перешла в наше время?

— Любовь — это дело сложное. Трудно понять, где наивность, лояльность, а где подтекст и негативное отношение. Например, подарки от врагов — они ведь тоже есть. Вот у нас экспонат — подарок Сталину от леди Астор, подарившей во время своего визита нашему лидеру керамический кувшин, на котором изображено, как русский медведь душит Наполеона. Это ценная старинная вещь XIX века, сделанная еще во времена победы над Наполеоном. Но каков подтекст подарка!

Сусанна АЛЬПЕРИНА.

Скатерть–самобранка для Сталина

В московской экспозиции представлены и три белорусских экспоната

...Полотно для нее ткали если и не вручную, то только в единственном экземпляре. А уж роскошные шелковые узоры на ткани точно вышивали вручную — 14 лучших мастериц Белоруссии, собранных по всей республике. Перечень фамилий вышивальщиц, гладью и крестом украсивших круглую скатерть диаметром 240 сантиметров, есть на обороте самого изделия, которое в 1949 году в честь 70–летнего юбилея Сталина было подарено вождю.

На лицевой же стороне — рукотворная история Белоруссии в рисунках: герб республики, Академия наук вместе с сочинениями Ленина и Сталина в красных переплетах, здание Минского автозавода и грузовая машина, пейзаж с фоторазработок, комбайн среди поля золотой ржи и, конечно же, улица Советская в Минске...

— Впервые эту скатерть я увидел 23 ноября прошлого года, — рассказывает известный исследователь белорусской истории, архивист Виталий Скалабан. — Тогда еще только предполагалось, что в Москве пройдет выставка, на которой будут представлены подарки всем вождям СССР от благодарных трудящихся. Показала мне ее заведующая сектором вещевых фондов Государственного центрального музея современной истории (ГЦМСИ) России Наталья Карлюченко. Не полагаясь на память, переписал себе в блокнот фамилии не только вышивальщиц, но и художников, оформлявших этот необычный дар Сталину. Ф.Анисович, В.Кульвановский, А.Сенкевич, С.Гутковский, Г.Ступина, О.Бессарабчук — целая плеяда мастеров кисти работала над оформлением подарка Сталину.

Нынче целую и невредимую скатерть, изготовленную, как свидетельствует подпись, «Прамысловай кааперацыяй БССР» — вот только неизвестно, пировал ли на ней вождь со своими соратниками, — могут увидеть все желающие, придя на знаменитую выставку в Кремль.

Вместе с ней здесь экспонируются еще два изделия из Белоруссии: портрет Леонида Ильича Брежнева и знаменитое «Письмо Великому Сталину от белорусского народа», сообщила нам старший научный сотрудник ГЦМСИ России Валерия Несговорова. Уточнив, что прилагающийся к письму легендарный ларец (так москвичи называют сундук, в котором трудящиеся Белоруссии прямо на VIII Чрезвычайном съезде Советов, проходившем в Москве с 25 ноября по 5 декабря 1936 года, передали стихотворное письмо лично товарищу Сталину) в экспозицию не попал, хотя и был заявлен в красочно изданный накануне выставки каталог. «Причина, скорее всего, технического свойства, — заверила Валерия Вадимовна. — При монтаже обнаружилось, что на все предполагаемые к демонстрации экспонаты не хватает площадей. По этой же причине не вошли в экспозицию и еще несколько других экспонатов, также заявленных в каталог».

Вышитое шелком письмо, по словам московской собеседницы, привлекает внимание посетителей выставки. Напомним: наша газета в 2005 году рассказывала драматическую историю создания письма, стихотворные строки которого 70 лет назад в творческих муках слагали лучшие поэты республики. Многие из подписавшихся впоследствии были репрессированы и даже вычеркнуты из учебников литературы и истории.

Не извлеченного же из недр музейных запасников и уже больше похожего на миф, чем на реальность, сундучка, в котором оно хранилось, или, как белорусы говорят, «куфэрка», конечно, жаль: появись он на выставке — о многом смог бы поведать взорам любознательных посетителей. Достаточно напомнить о трагической судьбе изготовившего его мастера из–под Могилева Якова Орлова, который, помимо сундучка, накануне войны делал для Сталина также инкрустированный драгоценными породами дерева стол. Но по приказу немцев, оккупировавших город, переделал затем дарственную надпись в адрес Гитлера. Народные мстители переправили Орлова со столом вначале в партизанскую зону, а позже и в Москву. Увы, семью умельца спасти не удалось: всю ее, кроме дочери Лили, фашисты расстреляли. Об этом «СБ» также рассказала в 2005 году своим читателям.

Зато во всей красе предстал на выставке другой белорусский экспонат — портрет бывшего генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Причем не просто портрет, а гобелен. Московские музейщики, в чье распоряжение 15 февраля 1982 года поступило из ЦК КПСС выдержанное в голубых тонах изображение генсека, стоящего у стола при всех регалиях, к сожалению, не знали фамилии автора данной работы. За разъяснениями они обратились в Национальный архив нашей страны. И Виталий Скалабан накануне выставки провел специальное расследование, в ходе которого выяснил, что гобелен выполнен народным художником Александром Михайловичем Кищенко, ныне покойным, к 75–летию генсека. Виталию Владимировичу подтвердила этот факт вдова художника — Нина Владимировна Кухаренко, добавившая, что в свое время А.Кищенко посвятил художественные гобелены также Тихону Киселеву, Биллу Клинтону и Франсуа Миттерану.

Людмила СЕЛИЦКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter