Лакмусовая денежная бумажка

Человечество перед выбором: новый мировой порядок или конец цивилизации

Человечество перед выбором: новый мировой порядок или конец цивилизации

 

Профессор Петко Ганчев — Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в Беларуси.


В последние месяцы мы стали свидетелями всколыхнувшего развитые общества планеты глобального финансового кризиса, повлекшего за собой и мировую экономику, вошедшую в зону рецессии.


Одна за другой за краткий период состоялись несколько важных встреч мировых лидеров стран с развитой и развивающейся экономикой, где в разных формах обсуждались меры, которые необходимо применить в глобальном масштабе. К сожалению, до сих пор фокус внимания сосредоточен на поиске непосредственных причин, всколыхнувших глобальную финансовую систему, и в связи с этим предлагаются те или иные решения по выходу из кризиса.

 

В сущности, только ли финансовый кризис и в какой степени он затрагивает всю систему национальной и мировой экономики? Не является ли финансовый кризис только верхом айсберга более глубокого кризиса, в который вошла цивилизация в последние годы, хотя симптомы его проявились еще три десятилетия назад? Об этом говорилось в докладах Римского клуба, так же, как и в десятках публикаций ведущих умов человечества, оставшихся, к сожалению, «голосами в пустыне»... Не является ли финансовый кризис лакмусом глубокой порочности следуемой уже веками модели материальной цивилизации? Не являются ли безнадежными попытки реформировать эту модель через коррекции подходов и механизмов функционирования мировой финансовой системы? Все это подобно лечению больного, страдающего тяжелой формой алкоголизма с серьезными расстройствами желудка и печени, таблетками против изжоги.


Предвестники глобальной бури


Но давайте припомним только некоторые основные потрясения в экономике самого развитого государства — США, которые повлекли за собой срыв финансовой системы и всколыхнули мировые рынки.


Только два месяца назад внимание мировых и национальных лидеров было сфокусировано на проблемах окружающей среды и резко увеличивающегося климатического дисбаланса. Множество ведущих мировых институтов в серии тревожных докладов указывали, что цивилизация вошла в зону экологической катастрофы и ее коллапс, если не будут предприняты решительные действия, наступит в следующем десятилетии.


Вторым масштабным толчком, который всколыхнул мировую общественность, стал огромный рост цен на основные продукты питания, что вызвало голодные бунты.


Едва отшумели последствия толчка от повышения цен на основные продукты питания, начался марш повышения цен на основные источники энергии современной материальной цивилизации — нефть и связанный с нею газ.


Мощные террористические акты на Ближнем Востоке, в Индии и Пакистане потрясают государства, целые регионы, человечество. Террористические сети теряют национальную принадлежность и действуют глобально, сея повсюду страх среди обычных людей. Это самая жестокая форма преступности в XXI веке. Параллельно с ней процветают наркоторговля, торговля людьми, коррупция, криминальная преступность.


И, наконец, пошли финансовые толчки, где с меньшей, где с большей амплитудой. Логично, что они начались в США — стране, десятилетиями задававшей модель движения современной цивилизации. В условиях взаимосвязанной мировой финансовой системы вслед за знаковыми американскими банками начали «лопаться» и связанные с ними европейские и некоторые другие. От этого глобального срыва «пострадали» пока больше всего миллиардеры и финансовые мегаспекулянты. Например, каждый из российских олигархов потерял от 10 до 17 млрд. долларов. «Бедные»!


Кризис цивилизации


Первые реакции ведущих государств — инстинктивный возврат к государственному вмешательству и спасение «священной» частной собственности богатых. Сначала США, а после них Великобритания, Франция, Германия, Россия влили для укрепления обанкротившегося банковского сектора несколько сот миллиардов долларов и евро. Сначала США, а затем еврозона объявили, что они вошли в рецессию. Безработица начала быстро расти...


Преобладание потребления над производством в национальных экономиках и рост массы виртуальных денег в глобальном масштабе, не связанных реальным способом с мировой экономикой, создали не только десятки новых миллиардеров, но и до такой степени раздули финансовый пузырь, что рано или поздно он не мог не взорваться.


Какие же причины этого? Один из современных мировых лидеров увидел главную причину мирового кризиса в коррупции финансовых боссов. Но как коррупция, так и богатство десятков миллиардеров и бедность сотен миллионов неспособных вернуть взятые кредиты являются только лишь следствием, эффектом кризиса системы, а не ее причинами.


В действительности анализ огромного спектра проблем, которые проявлялись перманентно в последние десятилетия и которых мы только лишь коснулись выше, приводит к категорическим выводам, что цивилизация действительно вошла в зону глубокого глобального кризиса. И главная причина этого не заложенные в человеческой природе интеллектуальные, эстетические и моральные предпосылки, а исчерпанные уже веками либеральные, неоклассические и неолиберальные модели и формы капитализма.


Здоровая либерализация экономики против неолиберализма


Неолиберализм не отрицал никакого из принципов классического либерализма, но развил до предела заложенное в капитализме чувство не останавливаться ни перед какими границами времени и пространства. Здоровая либерализация экономики предполагает тотальное оздоровление: в неолиберализме рынок возведен до абсолюта, все становится рынком и подчиняется принципам рынка. И что хорошо известно, рынок не раздает справедливость, он немилосерден, он «проворачивает» сделки и его цель — прибыль. Поэтому нет ничего удивительного, что в сфере искусства процветают не классические формы с высокой художественной ценностью, а поп, рок и иные жанры, «поглощаемые» тысячами на стадионах и площадях. Поэтому нет ничего удивительного, что фармацевтические компании не заинтересованы излечить людей, а стремятся к тому, чтобы они постоянно покупали все новые и новые дорогие лекарства. В системе образования важно не получить высшее образование, а через разные формы оплаты делать бизнес. Даже и экология, согласно мнению болгарского политика Н., известного своей коррумпированностью, не должна оставаться у экологов, а из нее «должны делаться деньги». И в самом деле, радость погребальных фирм нарастает с ростом погребений...


Да, неолиберализм динамизирует до крайней степени общественные процессы, повышая вместе с этим через кратковременные контракты до предела риск той или иной деятельности. При этом двигателям подобных процессов не обязательно располагать своей собственностью. Они менеджеры, новые «символьные аналитики», люди, занятые оформлением трансакций, брокеры функционирующих фондовых рынков и бирж, где виртуальные деньги или акции одной или другой компании перемещаются из одного уголка планеты в другой со скоростью света. Они так называемые новые волшебники, которые могут за одну ночь сделать кого–нибудь миллиардером или «бедняком», при этом накапливая и накапливая на своих счетах. В эту деятельность может быть включено все, даже чрезвычайно важные жизненные факторы — воздух, растения и животные планеты, питьевая вода. И они включены. Поэтому именно в годы торжества неолиберализма была преодолена граница лимитов природы и цивилизация вошла в зону экологической катастрофы.


На этом фоне лозунги некоторых за «права человека» и «демократию» были фиговым листком, за которым только лишь наивные не смогли увидеть ненасытный аппетит капитала новых источников энергии, новых ресурсов, новых наслаждений души.


Но так или иначе неолиберализм задает тон в парадигме эпохи. В клубке идей, принципов, норм, идеалов, витающих в публичных СМИ и головах большинства политиков мира, неолиберализм — это главное, ядро, вокруг которого все вертится. И что это так, видно по мерам и идеям, которые предложили многие ведущие политики современного мира в качестве выхода из финансового и связанных с ним экономического и всеобщего кризиса человечества на сегодняшний день. И что это так, видно по идеям и реформам, включенным в общую декларацию «большой двадцатки» после 5–часового совещания в Вашингтоне. Тут не нужно перечислять все позитивные идеи декларации. Конечно же, многие из этих идей и предложений направлены на краткосрочное оздоровление мировой финансовой системы и связанных с нею национальных финансовых систем и они не могут не приветствоваться и не поддерживаться. Радостно то, что, не возвращаясь к всеохватывающим мерам протекционизма зари национального капитализма, лидеры ведущих двадцати государств мира договорились применять меры контроля над мировыми финансовыми институтами.


Как обуздать «демонов»?


Но достаточно ли этого для преодоления глубокого кризиса, в котором находится человечество, если не обуздать при этом «демонов», угрожающих его будущему, перспективам человеческой цивилизации?


Не пришло ли время суммировать и систематизировать все разумные и действующие при их соблюдении решения мирового сообщества и возвести в ранг обязательных для всех стран и народов без каких бы то ни было привилегий?


Не пришло ли время выработать всеобъемлющие принципы и нормы международного права, свободные от всяких идеологий, которые бы толковались одинаково всеми государствами и правительствами?


Не пришло ли время выработать и установить новые мировые институты и органы, в которых были бы представлены справедливо все государства и которые бы регулировали отношения между народами и государствами в соответствии с принципами международного права и возможностями глобальной эпохи?


И не на последнем месте — не готово ли человечество выработать принципы и нормы нового мирового порядка так, как это было сделано после Второй мировой войны, чтобы открыть новые перспективы перед цивилизацией?


Если все это не произойдет в следующие месяцы и годы по инициативе новых мировых лидеров — из США, ЕС, России, Азии и Латинской Америки, мы можем с грустью предвидеть, что агония всего человечества продлится до его конца...


Профессор Петко Ганчев — Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter