Лаборатория успеха

Гродненские учащиеся демонстрируют один из лучших результатов на ЦТ

Несколько лет подряд гродненские учащиеся демонстрируют один из лучших результатов на централизованном тестировании

Школа – это мастерская, в которой формируется мысль подрастающего поколения. Нужно крепко держать ее в руках, чтобы не упустить будущее поколение. Трудно не согласиться с этими рассуждениями французского писателя Анри Барбюса и сегодня. Спустя столетие приоритеты школьной системы остаются неизменными. Современное образование ставит перед собой задачу всемерного развития школьника, воспитания личности, ориентированной на вечные человеческие ценности, физически и нравственно здоровой, широко образованной, имеющей потребность в непрерывном самообразовании, конкурентоспособной, которая должна будет нести ответственность за свое благополучное будущее и процветание страны. Можно с уверенностью сказать, что педагогическое сообщество Гродненщины с этой задачей справляется. Помогают в этом богатые традиции, опыт поколений, восприимчивость к требованиям нового времени.

— В минувшем учебном году усилия учреждений образования области были направлены на реализацию государственной политики в этой сфере: последовательно проводились мероприятия по оптимизации образовательной сети, совершенствованию материально-технической базы, — говорит начальник управления образования Гродненского облисполкома Александр Сегодник. — В 2010 году, который объявлен Годом качества, задача повысить его во всех сферах общества. Высокие результаты показали учреждения образования Лидского, Сморгонского, Мостовского, Зельвенского, Дятловского, Ошмянского и других районов.

Развитие школы в новом тысячелетии предполагает комплексный подход ко всем сторонам ее жизнедеятельности. За последнее время учебные заведения выросли, укрепились материально. Педагогические коллективы в свою очередь стремятся создавать атмосферу, в которой ученики чувствуют себя комфортно, успешно развиваются.

Неудивительно, что более чем из десяти тысяч выпускников области в этом году большинство на экзаменах подтвердили и улучшили результаты по предметам за год. Обладателями золотых и серебряных медалей стали 420 молодых людей. Больше всего медалистов в Кореличском, Зельвенском, Ошмянском районах. Средняя успеваемость по области составила 7,33 балла. Высокий уровень знаний гродненские юноши и девушки подтвердили на централизованном тестировании. Несколько лет подряд они демонстрируют один из лучших в республике результатов. В этом году получено одиннадцать 100-балльных результатов, это третья позиция в стране.

На заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам в 2010 году учащиеся области завоевали 94 диплома, на 34 больше прошлогоднего. Трое ребят включены в состав команд для участия в международных олимпиадах по биологии, географии, астрономии. Шестеро стали победителями олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».

Пять гимназий Гродненщины успешно прошли аккредитацию Департамента качества образования Минобразования страны. Хорошо выступили учащиеся учреждений образования нового типа: 64 процента дипломантов заключительного этапа республиканской олимпиады – представители гимназий и лицеев. Лучшие результаты показали школьники лидской гимназии № 1, гродненских гимназий № 2 и № 1 имени академика Е.Ф. Карского, слонимской гимназии № 1, островецкой гимназии № 1.

– Совсем, казалось бы, недавно слово «гимназия» вызывало у многих недоумение, а то и скептическую улыбку. А сейчас мы видим: гимназическое образование востребовано во всех учебных заведениях Гродненщины. Ведь, по выражению одной из моих коллег, гимназии – это настоящие «лаборатории успеха», – рассказывает директор лидской гимназии № 1 Наталья Зайцева. – Сегодня мы можем с уверенностью заявить: наша гимназия состоялась. Потому что она вызывает доверие у родителей, подтверждает свой статус на централизованном тестировании, республиканских олимпиадах и конкурсах. Состоялась, потому что состоялись наши выпускники. Практически все они получают высшее образование. Средний балл гимназистов за прошлый год — 8,65. Кстати, семь лет подряд в числе 100-балльников по результатам ЦТ были наши ребята. А в этом году, по информации руководства Республиканского института контроля знаний, выпускники лидской гимназии получили самый высокий балл по математике в республике – 68,57.

Ежегодно каждый девятый-десятый выпускник завоевывает себе право стать студентом, минуя ЦТ, как победитель заключительного этапа республиканских олимпиад. В этом году у нас 7 таких счастливчиков.

Что же дает возможность работать на таком уровне? Очень значима возможность гимназии самой моделировать образовательный процесс. Восемь лет здесь занимались апробацией и внедрением модели мультипрофильной школы, обучили такой организации образовательного процесса ряд школ и гимназий области. На деле прочувствовали реальную индивидуализацию обучения. В настоящее время лидская гимназия — инновационная площадка Министерства образования по реализации авторской программы, главной составляющей которой является предметно-групповое преподавание в рамках направлений учебного плана и тесной связи с факультативами.

В гимназии работает высокопрофессиональный педагогический коллектив, и каждый по-настоящему творческая личность. Более половины имеют высшую квалификационную категорию. 25 премий Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов получили учителя. Из 37 педагогов, преподающих предметы, по которым в этом году проводились олимпиады, 32 подготовили победителей.

Педагоги Гродненщины своим примером доказывают, что учитель не профессия, а, скорее, призвание. И только тогда человек, который носит славное имя «наставник», может брать на себя ответственность «сеять разумное, доброе, вечное». Самое главное в труде учителя сегодня – работа над собой, постоянное самообразование.

В городской гимназии Гродно сложился уникальный педагогический коллектив единомышленников, инновационно-восприимчивых профессионалов, интеллигентов. Более 70 процентов учителей здесь имеют высшую и первую категории. Гимназия – лидер в рейтинге средних учебных заведений: на протяжении нескольких лет не отдает пальму первенства. Учителя и их воспитанники могут смело заявлять: они трудятся и обучаются в брендовом заведении. Но, как говорится, нет пределов совершенству, поэтому коллектив не собирается почивать на лаврах, стремится к новым свершениям и победам.

Значительное внимание в школах Гродненщины уделяется эффективности проведения факультативных занятий – их посещали около 80 процентов учащихся. К примеру, в Мирской средней школе для реализации образовательных запросов школьников открыто 92 факультатива, из них 50 – общеразвивающей направленности, 4 – профориентационной, 38 – предметных.

Большое внимание в средних учебных заведениях Гродненщины уделяется воспитательной и социальной работе. Приоритетной формой стала организация социально значимой деятельности детей и подростков. Ко Дню Победы 20 музейных комнат преобразованы в музеи. Всего в учреждениях образования работают 221 музей и 204 музейные комнаты, 13 из них носят почетное звание народных. С сентября 2008 года Мирская средняя школа начала работу в статусе инновационной площадки Министерства образования Беларуси, разрабатывая проект «Внедрение авторской программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики». Были определены направления инновационной деятельности, цели, задачи, ресурсы, база исследования, критерии и показатели эффективности.

В 2010 году на содержание учреждений образования, находящихся в ведении управления образования, включая средства на реализацию государственных программ, выделено свыше 720 миллиардов рублей. Укреплялась материальная база учреждений образования. На ремонт и строительство объектов запланировано 86,7 миллиарда. Для перевозки детей планируется приобрести 8 автобусов и 2 микроавтобуса.

Кореличская гимназия, к примеру, имеет хорошую материально-техническую базу, которая позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал каждого ребенка: 36 учебных кабинетов, спортивный и тренажерный залы, тир, 2 компьютерных класса, оснащенных современными компью-терами, 2 — мультимедийными установками, интерактивной доской, локальной сетью и высокоскоростным Интернетом, столовая, актовый зал, библиотека с 35-тысячным фондом литературы, гимназический музей, пионерская комната.

В общем, ученические и педагогические коллективы Гродненской области стремятся сделать свои учреждения образования успешными и высокотехничными, где каждый выпускник – креативно мыслящая и инициативная личность. Ведь здесь взращивается будущее родной страны, формируется настоящий гражданин и патриот.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter