Умирает ли художественный жанр научной фантастики?

Лабиринты творческой мысли

Говорят, жанр научной фантастики в чистом виде переживает упадок...
Всякий раз, когда речь идет о том, как «космические корабли бороздят просторы Вселенной», прежде всего вспоминаются глыбы фантастического жанра вроде Станислава Лема, Рея Брэдбери и братьев Стругацких, то есть писатели мужского пола. А также ряды книг в «мужских» обложках с изображением мачо с лазерными пушками наперевес. Но на этот раз о жанре фантастики мы собрались поговорить дамским обществом. Информационный повод был: в этом году апрельский номер журнала «Маладосць» посвящен фантастике, а также фэнтези, мистике и так далее. Поэтому за разговором чай и пироги на троих делили главный редактор журнала «Маладосць» Светлана Денисова, одна из авторов «фантастической» «Маладосцi» писательница Алена Белоножко и я, писатель–обозреватель Людмила Рублевская.



Л.Рублевская: Говорят, жанр научной фантастики в чистом виде переживает упадок, зато элементы фантастики, фэнтези, мистики щедро рассыпаны по новинкам современной литературы.

С.Денисова: Дело в том, что сама научная жизнь сегодня напоминает фантастику больше, чем могут придумать писатели. Это же говорит в интервью и Раиса Боровикова, которая, будучи редактором «Маладосцi», придумала вкладыш «Фантаст».

Л.Рублевская: И вы продолжили традиции... Чего же нам ждать? Реанимации белорусской фантастики?

С.Денисова: Как только мы дали объявление о том, что готовится «фантастический» номер, сразу же, буквально на следующее утро, начали «снимать урожай». Произведений набралось больше, чем мог бы вместить один выпуск. В этом апрельском номере представлены 11 прозаиков, четыре поэта плюс переводы четырех зарубежных авторов. Кроме того, и публицистика, и критика — абсолютно все в этом номере в тему! Есть даже мастер–класс по волшебству. Так что говорить о реанимации белорусской фантастики нет смысла — она жива. 

А.Белоножко: Я — из тех авторов, кто откликнулся на объявление.

С.Денисова: Проанализировав присланное, могу определить общий посыл: в любом месте и времени человек должен оставаться человеком. На земле, в космосе, в прошлом, в будущем. Думаю, это очень оптимистическая фантастика...

А.Белоножко: И гуманистическая!

Л.Рублевская: Неужели киберпанка не прислали?

С.Денисова: Нет.

А.Белоножко: У меня вообще рассказ «Зарни Ани» основан на коми–пермяцкой мифологии, на легенде о золотой женщине.

Л.Рублевская: Еще в прошлом веке говорили о тотальной мифологизации литературы... Фактически и Говард Лавкрафт, и Нил Гейман, и Джоан Роулинг, и комиксы «Марвел» создали новую мифологию...

С.Денисова: В этом смысле можно вспомнить из нашего номера рассказы Анастасии Гуринович «Паляндра» i «Цiхiя людцы», а также маленькую повесть Катерины Медведевой «Спадарыня Трынога».

Л.Рублевская: Значит, дело Яна Барщевского, Язэпа Дроздовича и Вацлава Ластовского продолжается?

С.Денисова: Конечно! И Ян Барщевский, и Язэп Дроздович тоже присутствуют в нашем номере! На обложке — картина Дроздовича «Вясна на Сатурне», под обложкой — материал «Космас зямны i нябесны», написанный под впечатлением от картин молодых художников, которых творчество Дроздовича особенно вдохновляет, а Барщевский упоминается в статье Петра Васюченки о белорусских цмоках.

Л.Рублевская: Интересна тенденция к созданию новой городской мифологии вроде Под–Лондона Геймана. Показать, что параллельно с обычной рутинной жизнью мегаполиса существует мир волшебный, магический... Аналог Под–Лондона, населенного маргиналами, крысами и падшими ангелами, — полоцкие лабиринты Вацлава Ластовского, также обжитые странными существами.

С.Денисова: В «маладосцеўскiм» рассказе Сергея Белояра «Игра» действие происходит в белорусских болотах в 1812 году. Наполеоновские офицеры встречаются с необъяснимым, а потом оказывается, что это маленькая дочь болотного бога просто вышла погулять.

Л.Рублевская: Ну а чтобы действие в современном городе происходило?

С.Денисова: И такое есть: «Бардовы кароль» Натальи Константиновой. Могу припомнить и повесть, которая не вместилась в номер, — «Гiгантык». Космический корабль летит к Юпитеру... Здесь есть аналогия с «Титаником». Повесть мы дадим в июне.

Л.Рублевская: Влияние голливудских штампов на наших авторов наблюдается?

С.Денисова: Да, это я заметила, когда готовился номер, посвященный литературному конкурсу института журналистики «БрамаМар». Молодые авторы стараются давать героям иностранные имена: Алесей или Ален там может не быть, Джоны да Мэри... И события могут происходить либо в странах Латинской Америки, либо в том самом Голливуде. Есть, есть такое желание — уйти от своего.

А.Белоножко: Поскольку уверены, что у нас ничего увлекательного не может произойти.

Л.Рублевская: Что опровергает твоя повесть «Чамадан з кракадзiлавай скуры», настоящий экшн на белорусских просторах.

С.Денисова: Видимо, очень хочется авторам сразу включиться в мировой контекст, я так полагаю.

Л.Рублевская: Еще Богданович писал о «повторительном курсе» нашей литературы. И сегодня многие убеждены, что мы во всем отстаем и успех придет, если догонять мир по старым шаблонам. Хотя в универсум путь лежит именно от своей культуры. А ведь и у нас уже выросло поколение на типовой мифологии американских комиксов: Человек–паук, Железный Человек, Халк... В основе этой новой мифологии, конечно, образ супергероя. Интересно, мы можем предложить образ белорусского супергероя?

А.Белоножко: Мне он неинтересен.

Л.Рублевская: Хотя твоя героиня в «Чамадане з кракадзiлавай скуры», простая девушка–режиссер, противостоит мафии и даже побеждает.

А.Белоножко: У нее нет мушиного носика и крыльев. Она — реальный человек... Ей просто везет. Герои комиксов же всегда могут что–то сверхъестественное.

Л.Рублевская: Бэтмен тоже обычный человек. Данила Прусак из романа Юрия Станкевича «Любiць ноч — права пацукоў» тоже справляется с мафией целого города.

С.Денисова: Супергероиней, пожалуй, можно назвать персонажа произведений белорусской писательницы Ольги Громыко, моей однокурсницы.

Л.Рублевская: Если уж переходить от фантастики к мистике, может, придумать белорусского Макклауда–Горца? Например, Андрей Белорецкий проваливается в болото, убегая от дикой охоты, и благодаря особым свойствам сфагнума спустя век воскресает...

А.Белоножко: Для супергероя обязательно нужен антигерой, которого тот будет побеждать. А представьте супермена–белоруса, который сражается с мировым злом!

Л.Рублевская: А почему нет? Антагонист Андрея Белорецкого пан Дуботовк тоже мог бы законсервироваться в болоте и затем возродить дикую охоту... Ну, шутки шутками, а Анастасия Слуцкая из известного блокбастера — чем не супервумен? А про могилевского Машеку, гиганта–полуоборотня, одичавшего от любви, вполне можно снять сагу типа «Сумерки». «Киндервилейское привидение» Алены Туровой — римейк «Кентервильского привидения» Оскара Уайльда, только действие происходит в Вилейке.

С.Денисова: Есть версия, что человек будущего — это человек без телесной оболочки. Я не верю в фантастику, где люди дошли до такой степени развития, чтобы запросто сигать из Галактики в Галактику, но при этом негуманны и бездуховны... Я убеждена, что интеллект и духовность не развиваются антивекторно.

Л.Рублевская: Увы, технологический прогресс и духовный рост не связаны. Курт Воннегут и Оруэлл имели право на свои страшные прогнозы. Массовая культура получает все новые механизмы распространения. На последней Минской книжной выставке–ярмарке американцы представляли комиксы. Интересно, а кого мы могли бы предложить вместо черепашек–ниндзя? Ужиный Король вполне себе подойдет на роль мутанта. Цмоки белорусские опять же могли превращаться в прекрасных юношей.

А.Белоножко: Мне кажется, у нас иной менталитет, иные традиции. Не думаю, что у нас комиксы заменят книгу.

Л.Рублевская: Все же новая городская мифология у нас есть. В 1990–х популярны были новеллы «Зданi i пачвары Беларусi» Максима Климковича и Владислава Ахроменко. Там описаны такие персонажи, как русалка Комсомольского озера, привидение сибирского кота князя Паскевича, технотронные привидения вроде Телефоновки и Вагонной Паненки. Адам Глобус тоже придумывает городские сказки с мифологическими существами.

А.Белоножко: Супергерой должен быть привлекателен внешне и молод. Дед Талаш не подойдет. И Нестерка тоже. Наши люди привыкли сами справляться со своими проблемами, вот и не создают супергероев. Единственно могу предположить, что трансформер по–белорусски — это человек–трактор.

Л.Рублевская: Напомню еще и литературную мистификацию «Блог Усяслава Чарадзея». От имени известного полоцкого князя–оборотня помещались посты в интернете, затем они были изданы книгой. Всеслав Чародей как супермен путешествует во времени, встречается с Черной панной и Боной Сфорцей, спасает мир...

С.Денисова: Сегодня чаще всего в фантастике не космические приключения, а генетика, мутации, биотехнологии...

А.Белоножко: Когда мои герои летают в космосе, они отправляются в прошлое Земли — чтобы основать цивилизацию.

Л.Рублевская: Да, еще один магистральный сюжет — о зарождении человеческой цивилизации. Или из будущего прилетели «сеятели», или с других планет. Космос же сегодня делается нефантастической темой. Вспомните фильм «Гравитация» — это производственное кино, не важно, что герои действуют вне Земли.

А.Белоножко: Наука открыла много тем для фантазии. Двадцать шесть измерений. Свернутые в трубочку пространства, игры времени... Теория эволюции плавно превращается в теорию деэволюции.

Л.Рублевская: Параллельно плодятся шоу экстрасенсов, онлайн–гадания, колдовство под заказ...

А.Белоножко: Должен произойти какой–то рывок. Возможно, его спровоцирует некое открытие в науке. А сейчас ощущение, что мы оказались в межвременье.

С.Денисова: Что ж, авторы апрельского номера журнала «Маладосць» предлагают варианты дальнейшего развития цивилизации на любой вкус.

Советская Белоруссия №78 (24461). Пятница, 25 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter