Квартиру государству, а что взамен?

Помогут ли рентные отношения решить проблемы одиноких престарелых людей.

Военное детство, голод и холод, нелегкий труд в череде ударных пятилеток — немало испытаний выпало на долю наших стариков. Большинство из них, слава Богу, доживают век в окружении заботливых детей и внуков, в тепле и уюте. Но есть и те, кому старость не в радость. Это больные, зачастую беспомощные одинокие престарелые люди, у которых нет ни семьи, ни близких родственников. Все они, разумеется, находятся в поле зрения социальных служб. Случается, что заботу о таких дедушках и бабушках берут на себя сердобольные соседи или дальние родственники. Не всегда, правда, бескорыстно, чаще всего в обмен на завещанную им квартиру. Известны, к сожалению, и такие случаи, когда не в меру доверчивые хозяева оказываются и без крыши над головой, и без нажитого за многие годы имущества.

Обо всем этом как раз и шла речь на встрече  представителей Министерства труда и социальной защиты и Минского горисполкома с журналистами, состоявшейся на базе дома-интерната для ветеранов войны и труда “Світанак”. Судя по программе, изначально мероприятие планировалось как круглый стол, была обозначена и конкретная тема разговора: “Внедрение новых форм социального обслуживания, основанных на заключении договора ренты”. Но, по сути, получился не круглый стол, а брифинг. Больше говорили организаторы встречи, журналисты напомнили о своем присутствии лишь несколькими вопросами. Скорее всего, потому, что в заявленной теме для всех нас оказалось слишком много нового, спорного и проблемного. Хотелось прежде всего выслушать компетентное мнение специалистов.
— Государство в состоянии защитить одиноких граждан, предоставляя социальные услуги с гарантией честного отношения, — говорил заместитель начальника управления стационарных учреждений социального обслуживания и капитального строительства Министерства труда и социальной защиты Николай Орел. — Тем, кому исполнилось 70 лет и больше (уточним, пока только жителям Минска, у которых нет близких родственников), мы  предлагаем заключить договор рентных отношений. В договоре прописывается, где человек будет проживать. Может, кстати, и дома, тогда к нему будет приходить социальный работник, а может переехать в социальное учреждение, такое, например, как “Світанак”. И в том и в другом случае дополнительно к пенсии ему, в соответствии с договором, ежемесячно будет выплачиваться рентная сумма в размере от одной до трех базовых величин. Оговаривается также перечень медицинских и других услуг, оказываемых рентополучателю.

 Суть новой формы социального обслуживания такова: пожилой человек передает квартиру государству в обмен на пожизненный уход. 

После заключения договора, как пояснила заместитель председателя комитета по труду и занятости Мингорисполкома Наталья Проскурова, жилье переходит в коммунальную собственность города Минска. Если человек переселяется в дом-интернат, квартира ремонтируется, затем сдается внаем. Жилье может быть продано только после смерти хозяина.
Решиться на такой шаг не легко кому бы то ни было. Каждый прежде всего задумывается: “А может ли быть ход назад, вдруг на новом месте мне что-то не понравится?”. Оказывается, можно, если, по словам Натальи Проскуровой, пожилой человек сможет доказать, что услуги ему оказывались не должным образом.
На вопрос корреспондента “НГ”, будут ли такие договоры заключаться с жителями сельских регионов, прозвучал ответ, что в нормативно-правовой базе, которая находится в стадии доработки, будут учтены эти и иные возможные варианты.
На сегодняшний день, как выяснилось, в стадии оформления находится пока один договор, 14 одиноких минчан близки к принятию такого решения. Всем им государство готово предоставить благоустроенное жилье (комнату), а также медицинское обслуживание в “Свiтанке”. Дом-интернат находится недалеко от столицы в живописном месте в деревне Тресковщина. Учреждение рассчитано на 150 мест, но пока заняты 94. Большинство живущих сейчас оплачивают проживание, питание и медицинское обслуживание из собственного кошелька. А это 1 млн 650 тысяч рублей. Но есть и такие, кому государство полностью компенсирует затраты на обслуживание, — 56 ветеранов войны и труда.
Как рассказал директор “Свiтанка” Александр Паранюк, к 2013 году планируется ввести в строй еще один жилой корпус дома ветеранов войны и труда на 250 мест, более комфортабельный. После состоявшегося разговора все же осталось немало вопросов: о том, например, адекватны ли предлагаемые по ренте услуги и рыночная стоимость столичной квартиры или каким образом престарелому больному человеку удастся доказать, что нарушается подписанный им договор о ренте...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter