КВАРТИРНАЯ РОКИРОВКА

«НГ» выяснила, можно ли улучшить свои жилищные условия с помощью чужих долгов До тех пор пока недвижимость будет считаться наивысшей материальной ценностью, у белорусских чиновников на руках всегда будет действенное оружие против нарушителей любых «правил общежития». Коммунальники, например, уже давно ратуют за изменения Жилищного кодекса, которые позволили бы наказывать выселением должников не только из государственных, но и приватизированных квартир.

Квартирный вопрос взяли за основу и при «выяснении отношений» с нерадивыми родителями, которые сами не воспитывают своих детей и отказываются возмещать государству расходы на их содержание. С этим все понятно – действенно. Но у «благополучных» людей возникает параллельный вопрос: а нет ли законного способа использовать освобождающиеся квартиры для решения собственных жилищных проблем? Например, снять или купить такое жилье?
“Я живу в многоквартирном доме в Минске. На подъезде каждый месяц ЖЭС вывешивает список тех жильцов, за которыми числится долг. Фамилий — на целый лист, суммы — просто огромные! — поделилась мыслями читательница Евгения Борисенко. — Среди неплательщиков числится и мой сосед: настолько асоциальная личность, что никакими угрозами и воздействиями его многомиллионный долг не покроешь. Между тем он живет в просторной двушке, доставшейся ему после смерти матери. Мы с семьей ютимся на 33 “квадратах”. Рано или поздно коммунальники все равно подадут документы на выселение соседа из его “апартаментов”. Так не могу ли я погасить его долг и просто “поменяться” квартирами?”
Должников много, а квартир не хватает
Подобных примеров по всей стране не так и мало, что подтверждает и почта “Народной газеты”. Логика, казалось бы, железная: коммунальникам ведь важно, чтобы все услуги оплачивались, а кто это будет делать — вопрос второстепенный.
— Да, неплательщиков по стране много, сумма долга перешагнула порог в 34,5 млрд рублей, поэтому такие меры, как переселение, будут применяться и дальше, — подтвердил начальник отдела бухучета и финансов Министерства ЖКХ Андрей Чекан. — Однако это крайняя мера, ведь 69 процентов задолженностей у нас имеют “стаж” до трех месяцев, поэтому к разряду злостных неплательщиков хозяев квартир относить рано.
И все же потенциальных переселенцев и соответственно вакантных в будущем квартир остается предостаточно. В столице, где живет больше всего должников коммунальникам, количество освобожденных от неплательщиков квартир вообще может увеличиться в разы. Как объяснили в минском городском жилищном хозяйстве, коммунальные службы нашли новый способ ужесточить меры к должникам. Раньше первые полгода с момента появления задолженности в ход шли только убеждения, предупреждения и мелкие наказания в виде отключения света, газа и воды, а уже потом ЖЭС обращался в суд с иском о переселении. Теперь же столичное ЖКХ предлагает сократить срок принятия кардинального решения до 4 месяцев. Идея, уверены специалисты, действенная: нынешние примеры показывают, что даже самые “опытные” должники при угрозе остаться без квартиры моментально находят деньги для погашения долга.
Итак, если процесс “ускоренного” переселения поставить на конвейер по всей стране, то в распоряжении местных властей могут оказаться десятки пустующих квартир. Считайте сами: в одной только столице с начала года коммунальники подали в суд больше ста исков на выселение горе-жильцов. Какая-то часть этих дел дойдет-таки до логического завершения.
— В разных регионах страны в этом году за долги уже переселили 88 семей, — представил общую картину Андрей Чекан. — Еще 49 семей выселили из занимаемых квартир вообще без предоставления другого жилья. Однако решить судьбу освобождаемых квартир коммунальники не могут — они лишь принимают участие при воздействии на неплательщиков, а распределением жилья занимаются собственники, коими в большинстве случаев выступают исполкомы.
О сдаче внаем речь не идет
В различных исполкомах на наши пожелания улучшить жилищные условия с помощью опустевших квартир неплательщиков лишь с сожалением констатировали: ничего не выйдет. Оказалось, что невозможно не только совершить предложенную нашей читательницей из Минска жилищно-коммунальную “рокировку”, но и даже снять такое жилье у государства по разумным в понимании простого большинства ценам. О возможности сдачи внаем такого жилья речь даже не заходила.
— Дело в том, что в соответствии с Жилищным кодексом выселить должника можно только из неприватизированной квартиры. Следовательно, освобождаемое жилье уходит к собственнику (в исполком. — Авт.) и распределяется строго в соответствии с законодательством, — пояснили специалисты отдела правового обеспечения управления жилищной политики Мингорисполкома. — Как правило, эти квартиры выделяют кому-то в качестве социального жилья. Другое дело, если вести речь о жилье, принадлежащем нерадивым родителям, которые обязаны возмещать государству расходы на содержание их детей, но этого не делают. Такие квартиры после определенной процедуры можно сдавать для компенсации расходов на содержание детей.
Как рассказали в Минской городской комиссии по делам несовершеннолетних, в этом году после судебных разбирательств свободными от нерадивых родителей остались 7 квартир, которые изначально находились в государственной собственности. Должников переселили в жилье из подменного фонда, а освободившиеся будут сдавать. Кому и как — тоже хороший вопрос, поскольку квартиры находятся в ужасном состоянии, и ремонт в них иногда стоит даже дороже, чем содержание ребенка на гособеспечении, ради которого все и затевалось. Правда, плюс в расходах для того же ребенка есть: квартира в любом случае сохраняется за детьми выселенных нерадивых родителей, и после 18-летия юноша или девушка могут вернуться в родные стены, которые к тому времени приведут в нормальное состояние.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter