Квартира в обмен на заботу

Такую формулу дальнейшей жизни избрала для себя минчанка Елена КОРСАК, подписав договор ренты. А свою пенсию она теперь собирается потратить на поездку к морю

Такую формулу дальнейшей жизни избрала для себя минчанка Елена КОРСАК, подписав договор ренты. А свою пенсию она теперь собирается потратить на поездку к морю

В прошлом году в Минске стартовал пилотный проект по внедрению новой для Беларуси формы социального облуживания населения на основе рентных отношений. Суть этого эксперимента заключается в следующем. Одинокий пожилой человек передает принадлежащее ему жилое помещение в собственность городу. А взамен получает полный пакет социальных услуг. И уверенность в том, что ему обеспечены уход, досмотр в старости, уборку помещений, где используются моющие пылесосы. Корреспонденты «НГ» побывали в гостях у Елены Аврамовны КОРСАК, которая одной из первых решилась на подобных условиях отказаться от своей квартиры. Сейчас она живет в Городском доме-интернате для ветеранов войны и труда «Світанак”, в который согласно договору пожизненного содержания с иждивением может переселиться получатель ренты.

 Александр Паранюк, директор Городского дома-интерната для ветеранов войны и труда “Світанак”:

— Получателем ренты может стать пенсионер, достигший семидесятилетнего возраста и не  имеющий наследников. К ним относятся близкие родственники — дети, родители, родные братья и сестры. Человеку, который подписал договор пожизненного содержания с иждивением и решил переселиться в наш интернат, предоставляется отдельное жилое помещение с удобствами. По сути, он получает маленькую однокомнатную квартиру. При этом имеет право на полный набор социальных услуг. Плюс бесплатное обеспечение одеждой, мебелью, санитарно-гигиеническими средствами. В общей сложности стоимость всего объема содержания такого жильца составляет 7 179 900 рублей в месяц. Кроме того, пожилой человек всегда может воспользоваться дополнительными услугами, которые оказываются нашим стационарным учреждением на платной основе. К примеру, съездить на экскурсию,  взять напрокат DVD, микроволновку или любой другой бытовой прибор, сходить в театр или на выставку.

Еще один существенный нюанс. Жилье, отданное на условиях ренты городу, находится в резерве — в оперативном управлении коммунальной собственности столицы.  И пока человек жив, оно не может быть ни продано, ни передано третьим лицам. В случае, если со стороны интерната есть серьезные нарушения условий проживания или обслуживания, пожилой человек может расторгнуть через суд в одностороннем порядке договор ренты и вернуться в свою квартиру.

Пришлось по сердцу

Первый раз о таком варианте Елена Аврамовна услышала по телевизору.  Раздумывала-раздумывала, а потом начала действовать. Знакомых в известность не ставила, боялась, что будут отговаривать. Сходила в Минтруда и соцзащиты, чтобы получить всю информацию из первых уст. Пообщалась с представителями районной администрации и Мингорисполкома. И наконец отправилась на разведку в “Світанак”.

— Мне эти места сразу приглянулись.  Бывает такое: смотришь и понимаешь, что пришлось по сердцу, — вспоминает Елена Аврамовна. —  К тому же выбралась сюда я в мае, кругом все цвело, птицы вовсю пели.

И с этим действительно не поспоришь. Даже зимой вид из комнаты нашей собеседницы потрясающий: речка Ислочь, деревья в снегу, словно из сказочного леса, важно прохаживающиеся под окнами сойки, которые перебрались в холодный период поближе к людям.

Главное — ты не один

— Мне уже за семьдесят. Жизнь так сложилась, что под старость осталась одна, — рассказывает Елена Аврамовна. — Мужа похоронила несколько лет назад. Он долго болел, куда я его только по врачам не возила. Так что горя хлебнула немало. У самой тоже болячек хватает: и щитовидка, и давление, и желудок. Бывает, приступ скрутит — с постели не можешь подняться. Хотя стараюсь как можно быстрее встать на ноги. Это мой жизненный принцип: пока двигаюсь — живу.

Именно проблемы со здоровьем и стали главным аргументом “за”. Женщина рассудила так: чем жить одной в собственной квартире, лучше отдать ее государству взамен на то, что за тобой будет постоянный присмотр. Ведь в интернате круглосуточно дежурит медперсонал. Согласитесь, для пожилого человека это важно. Если надо, вызовут врача-специалиста или отвезут на консультацию. И соседи тут же навестить приходят, новости по “сарафанному радио” здесь разносятся очень быстро. Что-что, а дефицит общения Елене Аврамовне точно не грозит. Да и различных мероприятий хватает, так что не соскучишься: концерты, совместные дни рождения, огоньки.

— Есть у меня еще одна мечта — отдохнуть на море, — призналась нам по секрету Елена Аврамовна. — Когда работала на железной дороге, несколько раз ездила в Ялту. В море влюбилась с первого взгляда, на воду могу смотреть часами. Надеюсь, что к лету накоплю нужную сумму. Ведь живу в интернате на полном гособеспечении, всю пенсию до копеечки выдают на руки, плюс рента 100 тысяч в месяц. А тратить деньги сейчас практически не на что: за коммуналку платить не надо, питание и медобслуживание бесплатное, даже лекарства и те покупать не нужно.

Знатная кулинарка

В комнате у нашей героини по-домашнему уютно и тепло: со вкусом подобранная мебель, цветы, книги, фотографии, коллекция мягких игрушек. Видно, что человек не собирается чувствовать себя временным жильцом, старается стать хозяином. Даже обои по просьбе Елены Аврамовны в ее нынешней “однокомнатной квартире” уже успели переклеить. Пенсионерка сама выбрала те, которые пришлись ей по душе. Когда новая постоялица переселялась в “Світанак”, часть своих вещей раздала знакомым. Решила, что все везти сюда нет смысла. А вот с книгами расстаться не смогла — забрала с собой. Теперь они достояние местной библиотеки.

— Пускай люди читают. А мне приятно, что хоть какую-то лепту внесла в общее дело.  Я совсем, наверное, вас заболтала, ребятки. Небось, с дороги проголодались. Давайте накормлю вас своими фирменными блинами с сыром, — подхватилась Елена Аврамовна и отправилась на кухню.

Несмотря на то что женщина живет в интернате недавно, она уже успела прославиться среди постояльцев своим кулинарным мастерством. Таких блинов я действительно никогда не пробовала. Они в буквальном смысле слова таяли во рту. Когда пришло время прощаться, гостеприимная хозяйка посетовала, что не успела нас угостить еще омлетом и сырниками.

— Обязательно приезжайте к нам на Масленицу, — пригласила она. —  Я такой стол приготовлю, пальчики оближете!

И так искренне и радостно эти слова звучали, как только заботливая хозяйка может приглашать в свой теплый и уютный дом.

 На выбор — два варианта

Пожилым людям, которые подписывают с государством договор ренты, переселяться в дом-интернат вовсе не обязательно. При желании они могут и дальше жить в квартире, переданной под выплату ренты. Это их право — выбрать для себя наиболее удобный вариант. В том случае, если пенсионер решил не менять привычную обстановку и получать социальное обслуживание на дому, ему гарантируют следующую помощь:

  • визит социального работника — пять раз в неделю;
  • оплата коммунальных услуг и отчислений на капремонт;
  • расходы на текущий ремонт;
  • замена по мере необходимости газового и электрооборудования, сантехники;
  • доставка продуктов и других товаров, лекарств;
  • в уборке жилого помещения;
  • в стирке белья;
  • в приготовлении пищи;
  • помощь в соблюдении личной гигиены;
  • сопровождение в поликлинику или больницу;
  • психологическая и юридическая консультации;
  • содействие в посещении театров, выставок, музеев и других культурных мероприятий;
  • ежемесячная рентная выплата в размере от 1 до 3 базовых величин с сохранением пенсии (сегодня базовая величина равна 100 000 рублей).

Тем временем
Социальные работники обслуживают на дому почти 90,3 тысячи нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов. За прошлый год получателей надомных соцуслуг стало на 2,5 тысячи человек больше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter