Квартира–ловушка

Именно с ее продажи началось одно из первых дел «черных» риэлтеров в Барановичах...

Пробегая мимо, я всегда останавливаю взгляд на запыленных окнах квартиры на первом этаже дома по улице Советской в Барановичах. Хозяевами ее побывали десятки людей. Квартиру много раз перепродавали, судились по поводу ее стоимости. Не одно копье, как говорится, сломали в судебных заседаниях. До сих пор квартира, расположенная, кстати, в центре города, не используется ни как жилье, ни как магазин, ни как офис... Возможно, до сих пор так и не удалось установить, кто же имеет настоящее право на эту несчастливую «двушку». Лет пять назад именно с ее продажи началось одно из первых дел «черных» риэлтеров в райцентре.


Тогда после длительных судебных процессов за решеткой по обвинению в квартирном мошенничестве оказались несколько жителей города. Впрочем, затишье на провинциальном «черном» рынке недвижимости длилось от силы год–полтора. Вскоре пустующую нишу нелегального бизнеса заняло новое поколение молодых да хватких.


Легкость бытия


Андрей Крупко в своей не очень еще длинной жизни успел многое: и на стройках Москвы «позашибать деньгу», и барменом в одном из увеселительных заведений Барановичей поработать, и в местах не столь отдаленных за хулиганство отметиться. Словом, насыщенное бытие получилось, нескучное. Одно его терзало: хотелось Андрею легкости существования, без изнурительного труда в поте лица. Хотелось еще и много денег в придачу. Вот и придумал парень, как совместить эти два практически несовместимые условия. В Барановичах появился молодой да энергичный риэлтер, работающий по большей части с теми, кто, как и он, с милицией, тюрьмой да судом был знаком не понаслышке. Одним из первых на пути начинающего мошенника Крупко попался некто Николай Астапчик — недоросль уже не с одним приводом в милицию, стойкой тягой к спиртному, доставшейся ему в наследство от нерадивого отца, и однокомнатной квартирой в Северном микрорайоне Барановичей, полученной от него же. В результате «дружеской помощи», оказанной Крупко 17–летнему алкоголику, квартира того «ушла» за 5.300 долларов. Из этой суммы Астапчику не досталось почти ничего. Практически не просыхающего парня из проданного жилья выписали в никуда, хотя до этого Крупко обещал прикупить другу дешевый дом в городе или районе.


Обещания так и остались обещаниями. Хотя видимость дружеских отношений с Астапчиком мошенник все–таки поддерживал, даже согласился быть свидетелем у того на свадьбе. Интересная деталь: во время следствия мошенник и жертва делили на двоих одно СИЗО. Дело в том, что обманутый Астапчик за время следствия успел совершить в Барановичах два разбоя!


Дальше — больше. Трехкомнатную квартиру в Слониме, принадлежащую еще одному «сидельцу» — Дрозду, Крупко продал за 60 миллионов рублей, причем хозяина жилья в известность о заключенной сделке вообще не поставил. Тот как раз в это время был недоступен для общения, потому что в очередной раз отбывал наказание в одной из колоний. А 26 миллионов рублей на приватизацию понравившегося мошеннику жилья Дрозд получил раньше продажи. «Сиделец» со стажем, он и подумать не мог, что его подставит свой же, продав квартиру во время его содержания под стражей. «Кинет», да еще на такую сумму — ведь помощь Крупко обошлась Дрозду в 34 миллиона рублей.


В общей сложности на счету барановичского риэлтера оказалось более 10 незаконных сделок.


— Кроме мошенничества, занимался он и просто незаконной куплей–продажей недвижимости, никакой государственной регистрации на такой вид деятельности у него не было. Можете представить, сколько налогов недополучило государство и как рисковали граждане, оформлявшие сделки с его подачи? — задается вопросом следователь Барановичского межрайонного отдела управления департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Брестской области Виталий Буйкевич.


Возврат не гарантирован


Конец истории о легкости бытия прозаичен: за совершенное мошенничество и незаконную предпринимательскую деятельность ближайшие три года Крупко проведет за решеткой. Имущество его подлежит конфискации. Придется также выплатить в казну государства и незаконный доход — сумму, составившую более 52 миллионов рублей. Несмотря на то что самодеятельный риэлтер добровольно возместил ущерб, а в суде даже слезу пускал, пытаясь разжалобить и тех, кого обманул, и тех, кто представлял закон.


— До сих пор люди попадают в ловушки, которые сами же себе и ставят, — рассуждает судья суда Барановичского района и города Барановичи Василий Петрив после окончания процесса. — Например, у квартиры, мошеннически проданной Крупко в Слониме, сейчас уже третий хозяин. Он и знать не знал, какова предыстория этого жилья... Представляете, как трудно сейчас распутать этот узел, решить, кто, сколько, кому и за что должен, кто является истинным владельцем квартиры, кто пострадал за дело, а кто — без вины виноват? Ведь потерпевший требует признания всех сделок по его жилью недействительными... Излишняя доверчивость там, где дело касается больших денег, практически всегда чревата неприятными неожиданностями.


Тем временем в суде Барановичей и Барановичского района не рассмотрено еще одно подобное дело: парочка предприимчивых горожан помогла пьющим гражданам лишиться собственного жилья. 4 квартиры, за которые опять кто–то долго и усердно будет судиться, сумма ущерба более 58 миллионов рублей. Поступило в суд и третье дело из серии «черный риэлтер»...


И как ни странно, нет у мошенников никаких проблем с поиском доверчивых покупателей сомнительного жилья. Нет вопросов и с получением информации о неблагонадежных нанимателях и хронических неплательщиках. Списки таковых вывешиваются в ЖЭСах и в подъездах домов, публикуются в газетах. Хотя воспитать такими мерами неплательщиков вряд ли удастся, а помощь мошенникам различного рода эти списки оказывают существенную: читай, запоминай, обманывай...


Компетентно


Судья суда Барановичского района и города Барановичи Василий Петрив:


— При заключении сделок купли–продажи недвижимости следует обращать внимание на следующее:


производить расчет перед заключением сделки;


расплачиваться за квартиру следует только белорусскими рублями. Сделки с недвижимостью в валюте между гражданами в Беларуси запрещены;


не следует указывать в договоре купли–продажи сумму, меньше выплаченной реально. В случае признания договора недействительным истинную сумму вернуть будет затруднительно;


обращайте внимание на то, у кого вы покупаете квартиру. Если человек кажется подозрительным, продает жилье по доверенности, лучше не стесняться, а навести о квартире справки — например, у соседей.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter