Квант милосердия

В   Беларуси   десятки   пожилых   людей   сознательно   отказываются   от   получения   пенсии

В   Беларуси   десятки   пожилых   людей   сознательно   отказываются   от   получения   пенсии. Можно   ли   им   помочь?

Не привыкший в силу профессии удивляться  ничему, я все-таки заинтересовался, когда услышал в трубке: «Помогите, женщина 25 лет живет без пенсии и мается по чужим людям. Надо же что-то делать!» Звонивший — Виктор Шеваров, бывший директор Краснопольского совхоза «Холмянский» и просто небезразличный человек, — был краток, но убедителен. Как ни крути, а эта история не укладывается в рамки стандартного жизнеописания. Итак...

Матрене Ивановне Ионовой 80 лет. Формально на пенсии она уже четверть века, но что такое пенсионное удостоверение и, собственно, пенсия, не знает. Всю жизнь она отработала по найму: тем поможет жито посеять и детей досмотреть, этим – зерно обмолотить… Так и жила. Сегодня в ее несуществующей трудовой книжке были бы одни чистые страницы: официального стажа у женщины нет. Как впрочем, и семьи с родственниками. На два месяца ее приютили одни люди. На год – другие. Пенсию не оформляла. Паспорт никогда не получала. Живет, как бог даст: без документов и средств к существованию…

— Звонил и в район, и в область: по закону ей даже социальную пенсию назначить не могут. Нет паспорта – нет и денег. А с паспортом беда: под любой угрозой Матрена Ивановна откажется его получить. Она старовер, — вздыхает Виктор Николаевич. – Я навел справки в исполкоме: в нашем районе сейчас проживают еще две такие же «проблемные» бабушки. А раньше в деревне Боровая так и вовсе жило несколько семей старообрядцев: паспортов не получали, в выборах не участвовали и работали исключительно на себя. Личный номер гражданина, напечатанный в документе, для них – сродни метке дьявола. Отправная точка приближающегося апокалипсиса.              

Одно время власти района даже думали изготовить паспорта без ведома верующих. Скрытно сделать фото, оформить и начать выдавать пенсию… Но прознавшие об этом староверы взмолились: мол, не берите грех на душу, не насылайте проклятье. И все осталось, как есть...

— О существовании этих людей говорят лишь похозяйственные книги сельсоветов. В других официальных документах они не значатся, а если быть более точной, значиться не хотят, — говорит Галина Новикова, начальник управления по труду и социальной защите Краснопольского райисполкома. — Конечно, это их право. Но фактически мы не можем начислить им ни один вид социальной помощи. Только пособие на погребение…

В Могилевском облисполкоме о краснопольских чудаках слышали и знают. Но если бы дело было только в них! Бобруйск, Осиповичи, поселок Октябрьск, Горки… — что такое старообрядчество, местным социальным службам объяснять нет нужды. С проблемой выдачи паспортов и пенсий специалисты столкнулись еще лет 10 назад. Решить ее удалось только в 2007 году, но неполностью…

— Мы долго думали, как выйти из правового тупика. Обращались за комментариями Синода. Там подтвердили: иметь паспорт не грешно, никакой дьявольщины в этом нет. Было дело, предлагали даже староверам освятить их новые паспорта в Ватикане и на Святой земле, но они все равно отказались, — вспоминает перипетии трудного пути Вера Шлапакова, начальник управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома. – В 2007 году наше министерство нашло выход из безвыходной ситуации. Было разработано и отпечатано специальное пенсионное удостоверение строгого образца со средствами защиты. В нем есть фотография, но нет личного идентификационного номера, против которого так настроены верующие. В порядке исключения по таким документам может выдаваться пенсия. В отдельных случаях, когда старообрядцы не желают хранить их дома, документ передается на почту. Сотрудники этих отделений разносят пенсию сами.

А теперь скажем «но» и сделаем существенную оговорку. Эти удостоверения выписывают только тем, кто в момент достижения пенсионного возраста имел на руках действительный паспорт и оформил-таки все необходимые документы. Это потом уже они выбросили или сожгли свои советские паспорта, отказались от белорусских образца 1996 года и не получили новых в 2004-м… Таких в Могилевской области около сотни человек. А сколько тех, кто вообще никогда не получал документа гражданина и прожил жизнь на глухом хуторе, не знает никто. Их вера не позволяет бить во все колокола и просить о чем бы то ни было, кроме спасения души.

Звоню в Министерство по труду и социальной защите Беларуси. Да, проблема этой узкой группы остается нерешенной, хотя в стране таких людей можно пересчитать по пальцам (точное число выданных по областям пенсионных удостоверений строгого образца «Р» назвать не смогли). На письменные запросы, отосланные в МВД и Комитет по делам религий и национальностей, пришли однозначные ответы: законы республики одинаковы для всех. Специальных статей и оговорок делать не будут. А значит, пока у таких упертых «каноников», как Матрена Ивановна, есть только один выход: оформить паспорт. Но мы-то c вами знаем, что она ответит на это предложение…

Прямая речь

Андрей АЛЕШКО, заведующий юридической службой Минского епархиального управления:

— Несколько лет назад произошло официальное присоединение старообрядческой церкви к Белорусской православной. Возможно, в республике по сей день остались отдельные общины и небольшие группы, которые сохранили автономию и продолжают вводить людей в заблуждение различными псевдоцерковными листовками и газетами. Проблема, о которой мы говорим, связана с электронными системами учета, электронной идентификацией личности и целиком лежит в правовой плоскости. Подчеркну: правовой, а не религиозной! Факты же отказа от получения паспорта – сродни сектантскому мировоззрению. Люди выбирают из окружающей действительности какой-то мелкий эпизод, гипертрофируют его до суеверия и полностью отходят от реальности. Как правило, это пожилые, фанатично настроенные женщины — и их искренне жаль. Поскольку в одну когорту «дьявольских средств контроля над человеком» они по аналогии зачисляют банковские карточки, карточки социального страхования и другие достижения прогресса, без которых тяжело обойтись современному человеку…

Пик подобных настроений пришелся на рубеж 1990—2000-х годов. Проблема то затухает, то вспыхивает с новой силой. Один из последних поводов для этого — всеобщая  дактилоскопия, которая проводится сейчас в стране. 

Синод Белорусской православной церкви давно и однозначно высказался по ситуации с новыми паспортами и электронными системами учета. К исповеданию веры и духовным вопросам жизни человека все эти моменты не имеют никакого отношения. Они связаны только с гражданской и правовой стороной нашего бытия. Это дань цивилизации, разумная обязанность каждого человека, который живет среди других людей.

Любопытно

Старообрядчество (староверие) — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х годах патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. Ее целью была унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью. Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками». В ХХ веке позиция руководства Русской церкви по старообрядческому вопросу значительно смягчилась. Сейчас старообрядческие общины, помимо России и Беларуси, есть в Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде, ряде стран Латинской Америки и Австралии. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter