Кузнец своего успеха

Пинское ОАО “Кузлитмаш” активно выходит на новые рынки сбыта — продукция предприятия сегодня на складах не залеживается

Пинское ОАО “Кузлитмаш” активно выходит на новые рынки сбыта — продукция предприятия сегодня на складах не залеживается

Два больших комплекса по обработке отливок для железнодорожных вагонов с маркой ОАО “Кузлитмаш” будут работать в Туркменистане. Это одна из недавних партий, отправленных в ближнее зарубежье.

По высоким стандартам

Продукция пинчан большим спросом сегодня пользуется в России, Узбекистане, Казахстане, Украине. Технику на Полесье делают качественную и надежную — лучшие традиции заводчане сумели сохранить еще с советских времен.

Для любого современного государства такая отрасль промышленности, как станкостроение, имеет огромное значение. Без станков соответствующего уровня невозможно развитие авиации, энергетики, машиностроения. Открытое акционерное общество “Кузлитмаш” не только является ведущим станкостроительным предприятием Беларуси, но и хорошо известно в странах СНГ как производитель высококачественного кузнечно-прессового и литейного оборудования.

Три десятка лет назад кузнечно-прессовое оборудование из белорусского города над Пиной поставлялось заказчикам на пространстве от Англии до Японии. Перестроечные катаклизмы 90-х годов прошлого века “перестроили” хорошо отлаженную систему: резко упали объемы производства, рухнула зарплата работников, стали увольняться квалифицированные опытные кадры — от шеститысячного коллектива осталось немного. Здесь еще хорошо помнят те времена, когда зимой в цехах топили печки-буржуйки и разжигали костры, чтобы хоть как-то согреться.

Было немало попыток реанимировать предприятие — принимались многочисленные решения “наверху”, менялось руководство, а ситуация оставалась прежней.

И только в 2011 году, когда ОАО “Кузлитмаш” взяло под свое крыло ПО “БелАЗ”, управляющая компания холдинга “БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ” — крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности, — жизнь в стены пинского предприятия стала возвращаться. По итогам работы прошлого года оно занесено на городскую Доску почета и теперь является основным плательщиком в городской бюджет.

Заказы БелАЗа в объеме производства сегодня составляют до 70 процентов. Это цилиндры подвески для карьерных самосвалов, литье, большая серия кронштейнов, сварных узлов. Еще — запчасти к тракторам МТЗ и конечно же родное кузнечно-прессовое оборудование, номенклатура которого сохранилась еще с советских времен. Для этого прежде всего задействовали собственное оборудование, которое простаивало долгие годы.

На сто процентов

Механический цех — сердце завода. Здесь идет обработка крупных и мелких деталей. Недавно установлена переданная БелАЗом линия по выпуску гидроцилиндров подвески для карьерных самосвалов. Ее ежемесячный вклад в бюджет предприятия — три миллиарда рублей плюс 25 новых рабочих мест.

— Оборудование загружено на сто процентов, — рассказывает начальник цеха Александр Антоновский. — А на некоторых участках, в частности, крупногабаритных деталей, станки работают в две смены. Об этом еще пару лет назад можно было только мечтать — мощности были загружены в лучшем случае наполовину.

Очень важно и то, что здесь установили систему отопления, и люди уже вторую зиму работали в комфортных условиях — с помощью газовых горелок на площади 36 тысяч квадратных метров при почти пятиметровой высоте потолков поддерживалась температура +14 градусов. И в этом помог БелАЗ. После реконструкции распахнула двери заводская столовая, которая не работала добрый десяток лет. Выбирать сегодня есть из чего: повара предлагают до семи видов салатов, три первых блюда, десяток вторых. Стоимость обеда — до 15 тысяч рублей. В коллективном договоре  предусмотрены меры по удешевлению питания.

Новые проекты

Большие надежды и перспективы пинчане связывают с новыми проектами головного предприятия. Среди основных направлений принятой правительством “Комплексной программы по созданию мощностей и увеличению объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90—360 тонн” на головном предприятии — освоение на ОАО “Кузлитмаш” производства узлов и деталей, а также организация кольцераскатного производства и выпуска ободьев карьерных самосвалов. Под эти проекты новую жизнь получат незадействованные второй и третий корпуса в Пинске.

Выпуск узлов и деталей будет налажен за собственные средства “Кузлитмаша” и кредиты, на этом участке планируется затратить восемь миллионов евро. В высокоавтоматизированное кольцераскатное производство, которое будет оснащено современнейшим импортным оборудованием, до 2015 года БелАЗ инвестирует порядка 32 миллионов евро, здесь будет создано полсотни новых рабочих мест. В тендере на поставку оборудования участвуют немецкая и итальянская фирмы. С вводом в эксплуатацию новой линии объем производства заводчане планируют увеличить втрое и поднять его с теперешних 20 до 60 миллиардов рублей в месяц.

В свое время завод располагал большим потенциалом — чего стоили только уникальные станки, созданные, как правило, его же специалистами. На различных участках работало почти три тысячи единиц основного технологического оборудования. К приходу нового директора осталось примерно 700. И оно было загружено процентов на 20. Сегодня ведется закупка новых станков как за счет собственных ресурсов, так и банковских кредитов.

Свой среди своих

Такие перемены в городе связывают и с приходом на должность директора Василия Чекулаева, за плечами которого к тому времени было успешное руководство на протяжении более двух десятков лет пинским заводом “Гидросельмаш”. Из 13 претендентов руководство БелАЗа выбрало именно его, “Человека года — 2005”.

— Когда я принял такое решение, друзья и знакомые этого шага, мягко говоря, не поняли, в успех не верил никто: предприятие в плачевном состоянии, люди озлоблены, в цехах разруха. Но мной руководил принцип: если не я, то кто? За полтора года численность работающих выросла вдвое и достигла 850 человек. А объем производства увеличился в 16 раз — с одного миллиарда до 16—17 миллиардов рублей в месяц, — рассказывает Василий Чекулаев. — И перспективы весьма обнадеживающие.

За полтора года заводу удалось удовлетворить 115 судебных исков и не только полностью рассчитаться с долгами, которых накопилось ни много ни мало 18 миллиардов рублей, но и выйти на работу в плюс — ежемесячная прибыль составляет один-два миллиарда рублей.

Если до присоединения к БелАЗу средняя зарплата на предприятии не дотягивала и до миллиона, то теперь она превышает пять миллионов рублей. А с ростом объемов производства будет расти и дальше.

Во время приема на “Кузлитмаше” по личным вопросам один из чиновников высокого ранга был изрядно удивлен: почему народ с проблемами не обращается? Объяснение было предельно простым: когда директор на месте, все вопросы решаются в рабочем порядке.

Начинать, признается Василий Чекулаев, пришлось с кадров. На общем собрании коллектива были предельно откровенны все — и новое руководство, и работники. С озвученными директором проблемами люди согласились. Чтобы наладить дисциплину, некоторых пришлось уволить. Впрочем, уже через месяца три их же, но с совершенно другим отношением к своему месту на предприятии, выборочно он возвращал на рабочие места.

Сегодня здесь сделана ставка на молодое поколение. Создан даже совет молодежи, а молодой специалист инженер-технолог Максим Лесюк по итогам работы за прошлый год стал победителем городского конкурса “Лучший по профессии”, в номинации “Молодой производственник” ему присвоено почетное звание “Человек года”. Если еще два года назад средний возраст заводчан приближался к 50 годам, то теперь пока остановился на уровне 42.

На Кузлитмаш стали возвращаться старые кадры. Сегодня желающие получить здесь работу выстраиваются в очередь. В дни приема именно с этим вопросом к директору обращается до сорока человек. “Кастинг” проходят лучшие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter