Кусочек Молдовы в Беларуси

Один из способов борьбы с алкоголизмом – ориентирование населения на качественные напитки с относительно небольшим содержанием алкоголя

 

 

Некоторые белорусские директора компаний уже переняли западные стандарты этикета: уважаемому гостю обязательно предложат кофе, конфеты и рюмочку хорошего спиртного. Не ради выпивки, а для непринужденной беседы. Самое главное, что на 30—50 граммах дело и заканчивается. Как говорится, чтоб все так пили. Один из способов борьбы с алкоголизмом – ориентирование населения на качественные напитки с относительно небольшим содержанием алкоголя. 

В последние год-два в Минске активно стали открываться «алкогольные» дискаунтеры. Хороший выбор, скидки покупателям, грамотные консультанты… Но лично меня смущают цены. Конечно, понимаю, что чилийская виноградная продукция славится по всему миру, но бутылка стоит в среднем 20—30 тысяч белорусских рублей. Приблизительно столько же стоят испанские, итальянские, португальские, немецкие напитки. Немного дешевле обходятся болгарские и молдавские. 

Впрочем, импортные вина во всем мире стоят дорого. А доступными для средних слоев населения их делают местные производители, которые бутилируют импортные напитки. Во-первых, ввоз виноградного сырья в цистернах, как правило, облагается меньшим налоговым бременем, чем продукт, готовый к употреблению. Во-вторых, существенно сокращаются транспортные издержки: не приходится везти за тысячи километров стеклянную тару. 

Преимущества местного розлива с экономической точки зрения отрицать нельзя: средняя цена бутылки напитка отечественной бутилировки – 6—7 тысяч. Вполне по карману среднему белорусу. Наши предприятия отлично осваивают современные технологии. Скажем, новополоцкое ООО «Буджак» — тезка одноименной провинции в Молдове, предприятие небольшое, компактное, но с современным оборудованием. Линию приобрели итальянскую, монтировали ее молдавские специалисты, вся техника сертифицирована, производственный процесс полностью замкнут – попадание нежелательных веществ из внешней среды исключено.  Перед розливом бутылка ополаскивается пропущенной через несколько фильтров озонированной водой – один из самых передовых способов стерилизации посуды. Но главную роль играет качество сырья. 

В Беларуси качество алкогольной продукции пристально контролируется государством. Без сертификатов и лабораторных исследований импортировать партию сырья невозможно: без документов, подтверждающих качество, ее не растаможить. Плюс контроль технологов на предприятии. Однажды ООО «Буджак» даже отправило обратно цистерну в Молдову: поставленный продукт не соответствовал заявленным требованиям. Говорят, в Кишиневе сильно удивились, этот случай гремел по всей небольшой республике: никто не ожидал от белорусов такой пристальной борьбы за качество. Напитки нашей бутилировки по вкусу ничем не отличаются от импортных, а зачастую их превосходят по богатству букета. 

Лично я белорусскому производителю доверяю, как никакому другому. Наши предприятия умеют держать марку, государство гарантирует потребителю скрупулезное соблюдение всех норм и требований, особенно в сегменте пищевых товаров. 

— За год на нашем предприятии было 22 различные проверки, — говорит директор ООО «Буджак» Рената Новикова. – В том числе и комплексная, которую проводили сотрудники Госконтроля. Все проверяющие остались довольны нашей работой. Впрочем, за серьезные нарушения в Беларуси попросту лишают лицензии. 

Производственные мощности ООО «Буджак» — 3 тысячи бутылок в час. Но пока завод работает в треть силы. Продукция качественная, цена – конкурентоспособная, но, парадокс, есть у белорусских производителей проблемы со сбытом. 

Во-первых, торговля подчас неохотно идет на сотрудничество. Во-вторых, отечественный покупатель еще недоверчиво относится к белорусской бутилировке. Сказывается эхо подмоченного имиджа этой отрасли времен 90-х годов. Тогда нашлось немало желающих сорвать быструю копейку. Большинство осваивали самую дешевую, так называемую горячую технологию розлива. Но обработка благородного напитка высокой температурой убивает букет, аромат и богатство вкуса. Конечно, глинтвейн – классика, но ведь остывшим его никто не пьет. 

— Мы используем передовую технологию холодного розлива, — говорит Рената Савельевна. – От нежелательных примесей напиток очищается не температурой, а пропускается через систему фильтров и высокое давление. Этим достигается достаточный срок годности продукта и сохраняются аромат и все вкусовые свойства живого напитка. 

Однако переориентировать потребителя в свою пользу непросто: отечественные производители алкоголя лишены механизмов продвижения своих брендов. На многие виды рекламы для этой отрасли наложено законодательное вето: нельзя крутить ролики по телевизору, размещать плакаты на бигбордах, проводить рекламные игры… Как при такой бедности маркетинговых вариантов снискать известность молодым брендам? 

После командировки в Новополоцк зашел в крупный столичный универсам. Длинные полки с подсветкой, бутылки переливаются отблесками разноцветного стекла. Вот только на этикетках значатся Чили, Аргентина, Италия… А наши белорусские напитки скромно жмутся в уголке, стоят в тени, и редкий покупатель на них обратит внимание. Нет, я полностью поддерживаю ограничения алкогольной рекламы. И без лишнего «пиара» питейных проблем хватает. 

Другое дело – сегмент виноградного алкоголя. Большинство производителей считают: стоило бы пересмотреть некоторые табу на рекламу для определенных видов продукции. Качественные виноградные напитки прививают культуру пития и навряд ли способствуют алкоголизму. По крайней мере, ни разу не видел, чтобы в подворотне опохмелялись «Саперави» или пили из горлышка «Мерло». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter