Кушать не подано...

Вот и обеденный перерыв.
Вот и обеденный перерыв. В Доме прессы работает кафе "Чорны бусел" с дороговатыми для журналистов блюдами. Еще есть буфет, где можно перехватить пирожок и кое-как перекусить всухомятку. На днях один коллега поел в ближней столовой, после чего пошел на бюллетень. Так что завариваем кипяток покруче, берем бульонный кубик (готовить "ссобойку" каждый день не хватает ни времени, ни сил). Приятного аппетита... Доживем до выходных?

По данным Министерства статистики и анализа, 7 лет тому назад на промышленных предприятиях Минска действовало 305 объектов общественного питания на 33.662 места, а сейчас их осталось 195 с числом мест 18.546. "Охват" горячим питанием в столице страны на разных предприятиях колеблется от 10 до 40 процентов. Общепит за проходными и "вертушками" сворачивается год от года, подобно шагреневой коже. На заводе "Горизонт", например, процентов 15 тружеников ходят в столовую, а имеющаяся здесь общепитовская сеть задействована только на 40 процентов. Примерно такое же положение на Минском часовом заводе, заводах "Калибр", "Альмагор" и ряде других.

Почему так происходит? Чтобы понять, придется совершить краткий экскурс в историю вопроса.

В феврале 1992 года Совмин принял постановление о повсеместной передаче на баланс предприятий рабочих столовых, буфетов, магазинов кулинарии. Стратегический замысел, исходящий из веяний того времени, состоял в ликвидации державной монополии на общепит с последующим его разгосударствлением. В том числе в Минске раньше рабочие столовые подчинялись трестам системы управления общественного питания Мингорисполкома. Потом плиты и плошки с поварешками, закупки продуктов, стряпня и обслуживание - все было отпущено на свободу: на предприимчивое усмотрение рыночных структур, быстрое и эффективное развитие которых предполагалось.

Процесс пошел, но в противоположном направлении. Не образовался новый расторопный и радушный хозяин, на большие обороты и высокие прибыли частные структуры на предприятиях выйти не смогли. Общепит лег на заводы дополнительным социальным грузом.

В 1999-м Комитет госконтроля провел общереспубликанскую проверку, результаты которой зафиксировали тенденцию: в течение 1992 - 1997 годов на предприятиях Могилевской области закрылось 132 объекта общепита, Витебской области - 139, Минской - 78 и так далее. Рекомендация КГК была такова: "Министерству торговли, Белкоопсоюзу, соответствующим министерствам, председателям облисполкомов и Минского горисполкома... не допускать закрытия действующей сети общественного питания, обратив внимание на повышение эффективности ее работы".

Теперь можно обратиться к документу, принятому во исполнение рекомендации КГК: решению Мингорисполкома, в котором, к примеру, излагались исчерпывающие меры по исправлению положения: возобновить работу столовых, магазинов кулинарии, мясных и коптильных цехов, кондитерских; удешевлять питание, наладить диетическое, по праздникам проводить ярмарки у проходных и даже обслуживать торжества в семьях рабочих на дому... Количественно и географически все было расписано четко, адресно, последовательно - про расцвет столь необходимого дела в "Атланте", "Интеграле", на "Транзисторе", "Электронике", МТЗ, БелавтоМАЗе и так далее.

Однако итоги недавней проверки КГК, проведенной на предприятиях Минска, показывают: тенденцию переломить не удается, по всем ранее проверенным позициям обнаруживаются те же самые недостатки. Там, где еще кормят, - кормят плохо. В столовой ПО "Минский приборостроительный завод" из 11 отобранных блюд в 8 установлено недовложение продуктов от 6 до 26 процентов от нормы и завышение торговых надбавок и наценок на общественное питание. В столовой завода "Горизонт" с истекшими (на 20 суток!) сроками годности использовано для приготовления блюд 114 литров молока, 65 килограммов сметаны, 68 килограммов творога и сырков творожных.

То есть обман, плохое качество и дороговизна, зафиксированные во всех проверенных точках столицы, отбивают аппетит у тех, кто еще позволяет себе роскошь питаться из рук, так сказать, родной администрации: ведь сегодня за все безобразия в обеденной сфере отвечает руководство предприятий. Но несвежий борщ, хилая котлета и компот в копеечку - суть следствия общей ситуации. Каждый, не сходя со своего рабочего места, готов преумножить количество таких фактов до бесконечности. Мы по себе знаем, как оно есть, и этого достаточно.

Так вот насчет общей ситуации...

Наряду с перечнем недостатков в документе КГК содержатся сведения, на основе которых можно говорить о механизме, срабатывающем именно и только так - не подчиняясь административным модальным указаниям любого уровня типа "надо", "необходимо", "обязательно".

Есть объективный фактор, который приводит к сокращению посадочных мест: уменьшение численности трудовых коллективов. Понятно, что обоснованное сокращение разумно.

Далее - чисто экономические факторы. У предприятий не хватает денег, чтобы достойно содержать свой общепит. Приготовленные обеды большей части рабочих просто не по карману, скудность зарплаты переводит их на "тормозки". Наблюдаются лишь единичные случаи, когда предприятие кормит рабочих в кредит, в счет будущей зарплаты, или выдает обеды людям бесплатно. Заводские столовые, как правило, низкорентабельны или убыточны. И одиноко противостоит этим факторам государственная политика социальной защищенности трудящихся, забота о человеке, его здоровье. Как же ее осуществлять в данных конкретных обстоятельствах?

Представляется, что экономическую составляющую проблемы должны бы комплексно проанализировать и правительство, и Министерство торговли, и тот же Мингорисполком, его управление общепита в частности. Комитет госконтроля уже во второй раз предоставляет обширный материал для подобного анализа. Следует подчеркнуть, что функцию регулирования в этой сфере с высоких инстанций никто не снимал. А вышло как: отдали столовые на откуп несостоявшемуся рынку, и руки умыли. 5 лет все варилось в собственном соку: в 1992 году начали реформирование, но только в 1997 году Минторг исторг, наконец, положение об организации общественного питания на производственных предприятиях.

Еще один факт, самый, пожалуй, тревожащий.

Людям, которые заняты на работах с вредными или опасными для здоровья условиями труда, положено бесплатное молоко или равноценные пищевые продукты. Это гарантировано Трудовым кодексом, право самое что ни на есть законное, но как оно сегодня соблюдается? Это право сильно урезано: на Минском приборостроительном заводе - до 47 процентов, на "Горизонте" - до 34, на заводе "Мион" и в ПО "Интеграл" - до 13 процентов. На столичных предприятиях возникла практика: вместо молока в горячих и прочих подобных цехах рабочим выдают лежалую колбасу, булочки и кулинарные изделия, селедку и бакалею. Притом расходы на это неравноценное питание относят на себестоимость продукции, что тоже является нарушением установленного порядка.

Так где и за какие шиши элементарно пообедать на работе, не получив при этом обострения гастрита? Проблема на самом деле куда более острая - в эмоциональном, психологическом, человеческом измерении. Читатели небось думают: да об этом надо криком кричать! Но выплеск снизу накопившегося раздражения, как, впрочем, и окрик сверху, вряд ли помогут делу. Здесь думать надо: честно оценивать сложившееся положение, принимать адекватные экономические меры, решать проблему профессионально и ответственно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter