Швейным ателье наступают на пятки разворотливые частные мастерские

Курсы кройки и житья

Столичные модницы скорбят по поводу закрытия знаменитого швейного ателье «Минчанка» на главном проспекте города: на дверях вместо расписания работы висит объявление «Сдается в аренду». Неужели проверенные десятилетиями заведения в наше время оказались невостребованными? Или в эпоху появления небольших частных швейных мастерских налицо последствия естественного отбора? Пожалуй, однозначного ответа нет. Но то, что конкуренция в сфере пошива и ремонта одежды сказывается на работе ателье, — факт.

ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА.

В управлении бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома констатируют: перевыполнение нормативов государственных социальных стандартов по столице наблюдается по всем видам бытовых услуг. Разбежка — от 1,3 до 17 раз. При этом фактический показатель норматива социального стандарта по ремонту швейных изделий перевыполнен в 3,2 раза. По данным Реестра бытовых услуг, на 23 июня в городе деятельность по производству, ремонту одежды и текстильных изделий осуществляли 648 субъектов хозяйствования, из них 314 индивидуальных предпринимателей и 334 юридических лица (48,5 и 51,5% соответственно).

— В стационарную сеть входит 724 объекта, данная индустрия в столице насчитывает 2.563 рабочих места, — делится свежими данными первый заместитель начальника управления Наталья Суйкова. — Отмечу также возрастающую значимость негосударственного сектора: его доля в общем объеме составляет 97,7% против 2,3% у предприятий коммунальной и республиканской формы собственности. И рынок продолжает насыщаться: за январь — май по Минску внесено в реестр 39 объектов и 36 субъектов, из которых 25 — индивидуальные предприниматели, 11 — юридические лица.

Говоря о динамике спроса на услуги швейных ателье в последние годы, специалист замечает: в условиях современных требований структура бытовых услуг в целом за последнее десятилетие претерпела объективные изменения ввиду специфики спроса и предложения, демографических и других особенностей. По мнению Натальи Суйковой, основным конкурентом швейных ателье — в первую очередь по ценовому фактору — являются сетевые бренды одежды (масс–маркет), которые активно выходят на рынок страны. Также спрос на услуги ателье прямо пропорционально зависит от платежеспособности населения, которая в белорусских экономических реалиях циклична.

— Однако всегда остается сегмент потребителей, предпочтения которых ориентированы не на цену, а на качество и индивидуальность, — замечает первый заместитель начальника управления. — Представители данного сегмента и являются основным клиентом швейных ателье. Предприятия же ввиду снижения платежеспособности населения стараются диверсифицировать основной вид деятельности, внедряя новые виды услуг, и осуществлять экспансию на неосвоенные территории, чтобы в итоге быть ближе к конечному потребителю и оставаться конкурентоспособными. А когда доходы у белорусов возвращаются на прежний уровень, новая услуга является подспорьем для извлечения дополнительной прибыли.


Фото Александра КУЛЕВСКОГО.
У крупных организаций есть много конкурентных преимуществ, добавляет эксперт. Это административный, рекламный, финансовый, кадровый ресурсы. Но и у микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей есть свои безусловные плюсы. В первую очередь они более мобильны, поэтому им легче реагировать на покупательский спрос. С этим утверждением полностью согласна Ольга Костузик, продвигающая проект создания в Минске открытой швейной мастерской «На всю катушку». Это творческое пространство с профессиональным швейным оборудованием, куда планируется приглашать — за сравнительно небольшую плату — как профессиональных швей и дизайнеров одежды, так и любителей.

— Я думаю, что сегодня могут не выдержать конкуренции те, кто использует устаревшие формы работы, — считает Ольга. — Хотя многие клиенты стали менее привередливыми и более рациональными. Они выбирают продукцию, рассчитанную на средний класс, на «массового потребителя», у которой и уровень качества приемлемый, и цены демократичные. Удивляться нечему: купить новую куртку или пальто сегодня порой дешевле, чем починить или тем более пошить.

Открытая швейная мастерская, конечно же, не является прямым конкурентом ателье. Там платят за время, а не за услугу. Если человек умеет шить, то он за несколько часов сделает это. Совсем из другой оперы изготовление дизайнерской одежды — там иной подход и иные цены. Каждый выбирает, что ему ближе: приобрести готовую вещь, обратиться в ателье или применить собственные умения. Возможности для всего этого есть.

...А на месте ателье «Минчанка» по проспекту Независимости, кстати, возможно, появится его последователь. Помещение площадью более 400 квадратных метров недавно было выставлено на аукцион по продаже права заключения договоров аренды. Целевое использование — под швейное ателье, дизайнерскую мастерскую–студию, административные цели. Но возможно, что это будет объект финансового назначения или сервисный центр. Рынок покажет, что окажется более востребованным — еще одно заведение по пошиву и ремонту одежды или что–то иное.

Педагоги в помощь!


Получить профессию закройщика, портного или швеи молодым (и не только) людям можно без проблем. Например, в Минском государственном профессионально–техническом колледже швейного производства тонкостям швейного дела после 9–го класса готовы обучить за 3 года, на базе 11–х классов — за 2 года. Ждут неравнодушных к моде и в Минском государственном профессионально–техническом колледже легкой промышленности и комплексной логистики, в Минском государственном профессионально–техническом колледже легкой промышленности и бытового обслуживания населения, в других учебных заведениях страны. Кроме того, предлагают свои услуги обучающие курсы кройки и шитья.

Цифры «СБ»


В Минске в сфере бытового обслуживания населения работают около 6.500 субъектов хозяйствования, более 3.000 из которых — индивидуальные предприниматели. В столице оказывают 157 видов бытовых услуг.

Прямая речь


Наталья Суйкова, первый заместитель начальника ГУ «Управление бытового и гостиничного обслуживания Мингорисполкома»:

— Успех предприятия на рынке зависит не от формы собственности и масштаба, а от грамотного менеджмента. Если предприятие не выдерживает конкуренции и не может функционировать в сложившихся условиях — значит, руководство в определенный момент приняло неверные управленческие решения, не отрегулировало бизнес–процессы, подстроив их под потребности клиентов. Метод формирования и развития сферы бытового обслуживания города Минска можно отнести к рыночному — все регулируется спросом и предложением. Потенциальным потребителям абсолютно безразлично, где получать услугу: в небольшом частном или в крупном ателье. Самое главное, чтобы услуга была оказана качественно. Поэтому по рыночной модели спрос отрегулирует предложение. А организациям остается тактично реагировать на имеющийся спрос и, исходя из потребностей клиентов, выстраивать формы ведения бизнеса.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter