Курсы благочестия

В Пекине открылась школа европейского этикета «Учебный центр Руйя»...

Кажется, у них есть все для счастья: деньги, красивые платья от лучших кутюрье, роскошные кабриолеты, армия служанок и шато где–нибудь во Франции (желательно в районе Бордо). Одна беда: в Бордо (а китайцы полюбили тамошние вина и скупают лучшие виноградники) и других подобных местах тамошние владельцы соседних шато и виноградников им не то чтобы не рады, но не признают за своих. Дело не только в лицах (это естественно — меня, например, сколько ни старайся, в Китае никто за свою не примет, но Европа куда более толерантна и политически корректна), но еще в поведении и манерах. В Европе и Америке, например, есть такое понятие — «старые деньги», которые принципиально отличаются от «новых».


Люди, выросшие со «старыми» деньгами, не слишком похожи на тех, на кого свалились «новые»: они не стремятся к блестящему, модному и дорогому, чаще ведут размеренный образ жизни (хотя не без веселья — скачки, гольф и катание на яхтах), активно занимаются благотворительностью и, как правило, не смотрят свысока на тех, кто беднее, — они их называют less fortunate — «те, которым меньше повезло». «Новые деньги», особенно в Китае (и еще в России, например), — совсем другая история. Тут всего слишком: ой, мама, шика дам! Степенные владельцы бордоских шато этого не понимают: у вас есть деньги? — наслаждайтесь жизнью, а не пускайте пыль другим в глаза. Но, возможно, скоро все это изменится: новые китайцы, и особенно их жены, подруги и дочери, всерьез озаботились своим светлым образом — как–то на нас смотрят европейские соседи по улице?


В Пекине открылась школа европейского этикета «Учебный центр Руйя», его слушательницы — «красивые и добродетельные женщины», готовые выложить за 10–недельный курс обучения 80 тыс. юаней (12.903 доллара США), а за 12–недельный — 100 тыс. юаней (16.129 долларов). За эти деньги скучающих, но мечтающих войти в высшее европейское общество дамочек научат элегантно есть суп ложкой (а не лихорадочно вычерпывать густое содержимое палочками, а потом присербывать жидкость из пиалы, как это обычно делается дома), есть банан с помощью вилки и ножа и не впадать в панику, увидев пасту в своей тарелке (она, конечно, похожа на привычную лапшу, но почему–то без супа, который мы уже знаем, как нужно есть). Еще в этой школе преподают деловой этикет, учат правильно и подходяще случаю одеваться (блеск и пайетки придется оставить на родине). Здесь научат вытирать рот салфеткой так, чтобы салфетка оставалась чистой, почистить апельсин, не дотрагиваясь до него руками, и расскажут, как не оттоптать ноги соседу по столу своими шпильками от Маноло Бланик (хотя у китайцев больше в почете обувь от Джимми Чу). Дам учат различать бокал для шампанского от рюмки для шерри (хотя большинство из приходящих на занятия понятия не имеют, что такое шерри). Шампанское китайцы, кстати, не любят — не нравится им холодное вино с пузырьками. Владельцы виноградников в Шампани могут спать спокойно — по крайней мере, пока.


Еще одну школу — «Институт Сарита» — основала в Пекине жительница Гонконга и выпускница Гарвардской школы бизнеса Сара Джейн Хо. Она предлагает трехмесячные курсы для замужних дам за те же 100 тыс. юаней и для юных леди за 80 тыс. В Европе за это не платят, «потому что европейцы учатся этим манерам дома», объясняет мадам Хо, а «китайцам над этим приходится трудиться». МВА стоит всего в два раза дороже (многие клиентки мадам Хо — менеджеры крупных государственных корпораций, часто бывающие в командировках за границей), но сумка «Биркин» (оригинальная — знак принадлежности к высшей китайской касте) — дороже в несколько раз.


Денег в Китае — сумасшедших, нежданно свалившихся на голову и продолжающих сыпаться, как пыль с угольных шахт (которые и есть один из источников безумных доходов), — море. Способов их вложения — не очень. Самый популярный — недвижимость, которую любят как богачи, так и коррупционеры. Квартиры, дома и коммерческие здания скупают десятками. А что потом? Один знакомый и успешный китайский художник признался: одну и ту же его картину американец покупает за 20 тыс. долларов, китаец — за 160 тыс. «Грязные» деньги. Так что курсы по этикету — не самое плохое вложение денег.


Основатели таких школ все просчитывают: и скучающих жен миллионеров, у которых шкафы уже ломятся от сумочек «Биркин», и общую тенденцию — новые китайцы устали от подшучивания над собой и своим поведением, особенно за границей (кто помнит времена российских «малиновых пиджаков» и серию американских зарисовок юмориста Михаила Задорнова, поймет, о чем я).


Но далеко не всем китайцам такие курсы нравятся. Многие (не такие, понятно, богатые, как слушательницы курсов по западному этикету) возмущены: нашей цивилизации более пяти тысяч лет — почему мы считаем, что западные ценности и западный, в частности, этикет лучше нашего? И что им на это ответить? Что, приезжая в Китай, мы тоже учимся есть палочками и смачно присербывать суп из пиалы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter