Курсом помидора

По ценникам в отделе овощей и фруктов минских гипермаркетов можно изучать географию...

Парадоксы магазинных прилавков: четырехсотграммовая баночка шампиньонов стоит пять с половиной тысяч. Дороговато. Интересно, откуда грибочки? Германия. А вот рядом  — маслята... из Англии и лисички... из Китая. Приехали! Так и напрашивается вопрос: а где же наши воспетые в литературе и устном творчестве «дары лесов»? Неужели грибы перестали расти и их нужно везти из-под Ливерпуля? Но если бы проблема касалась только шампиньонов да груздей!


По ценникам в отделе овощей и фруктов минских гипермаркетов вообще можно изучать географию: Вьетнам, Индия, Аргентина, Египет... Понятно, что мандарины, бананы или авокадо у нас не растут, но среди «иностранцев» встречаются самые обычные продукты. Испанские помидоры и голландские яблоки уже стали привычными для глаза и желудка, но редис из Бельгии или морковь из Южно–Африканской Республики? На наших полках это изобилие выглядит как–то странновато. В прошлом году видел в одном гипермаркете ежевику из Нидерландов. Куда она делась, не знаю, но сомневаюсь, что ее разобрали: стоила ягода 98 тысяч за кило. А чего стоит обнаруженный в универсаме на Курасовщине картофель из Македонии! Что–что, а картошку везти в Беларусь — это, по–моему, уже слишком. Еще более запутаннее ситуация становится, когда понимаешь, что зачастую импортный овощ стоит дешевле нашего. Почему?


...Рядом на прилавке соседствуют испанские, турецкие и белорусские помидоры. Заграничные ровные и красные, как на подбор, наши — с недоспелыми боками. «Понимаю, «химия», но что поделаешь», — вздыхает покупательница и кладет испанские в корзину. Стоят они девять тысяч за килограмм, а наши — двенадцать. При том что затраты на перевозку, растаможку несоизмеримы.


— Но расходы на выращивание овощей у нас и в южных странах в это время года тоже нельзя сравнивать, — возражает заместитель генерального директора агрокомбината «Ждановичи» по маркетингу Андрей Рудак. — Одно отопление и освещение теплиц зимой составляет 26 процентов себестоимости продукта (как раз те три тысячи. — Авт.). Парники рентабельны только несколько месяцев в году. Остальное время, например летом, когда рынок завален дешевыми украинскими «пальчиками», мы работаем даже в убыток. Зато в сезон оптовые фирмы, магазины, торговые сети, которые сейчас завозят овощи из Турции или Испании, покупают их у нас. Это бизнес.


— На рынках Стамбула килограмм томатов сейчас стоит примерно доллар тридцать центов. Еще центов двадцать нужно потратить на транспорт, около пятидесяти стоит растаможка, — раскладывают цену по полочкам в одной из фирм–поставщиков. — Получается примерно два с половиной доллара. Не намного дешевле, чем у нас, но проблема в том, что белорусские предприятия сейчас выращивают очень мало. Заработать на этом не так уж и просто, нужно постоянно держать руку на пульсе.


Рынок скоропортящихся продуктов больше похож на фондовую биржу. Производители и поставщики, как брокеры, каждый день сбивают или повышают цену. Прямо как на валютных торгах, происходящее за сотни километров — дождливое лето в Болгарии или засуха в Украине — напрямую влияет на стоимость нашего ужина.


Правда, если в теплых странах с погодой все нормально, шансов у белорусских производственников мало. Ну не повезло нам с количеством бесплатной солнечной энергии на квадратный метр, приходится раскошеливаться на тепличные лампы и батареи. На агрокомбинате «Ждановичи» ?— общепризнанном лидере — сейчас даже не выращивают некоторые особо теплолюбивые культуры — пока что невыгодно. Кстати, некоторые недобросовестные продавцы этим пользуются и выдают «левую» продукцию за ждановичскую. Будьте внимательны!


К тому же если раньше производители были серьезно защищены ввозными пошлинами (до 180 процентов на овощи открытого грунта и около 100 процентов на тепличные растения), то нынешние пятнадцать процентов экспортеров зарубежной продукции совсем не пугают. Неужели придется смириться с мыслью, что сами обеспечить себя дешевыми овощами, фруктами, зеленью, грибами круглый год мы пока не в состоянии?


О качестве другой разговор. Ведь привозят к нам сорта, которые специально выводят, но не для улучшения вкуса, а чтобы хранились дольше. Кажется, будто не огурец жуешь, а грызешь пенопласт. Еще и пичкают овощи нитратами и пестицидами, чтобы смогли выдержать путь в несколько тысяч километров. Заграничные экспортеры натурпродукт сами ценят, нам же достается второй сорт. Но мы пока не готовы приплачивать за натуральность. Привыкли, что еда по определению должна быть как с грядки.


Что остается делать? Либо кусать локти, либо внедрять новые технологии и тем самым снижать себестоимость продукции. В «Ждановичах», например, недавно ввели в строй газопоршневую установку. Теперь не только экономят до двух миллиардов рублей в год, но еще и излишки электроэнергии продают городу. Минская овощная фабрика в новой теплице применяет специальное освещение для ускорения роста растений и повышения урожайности. Эффективно: за прошлый год сбор овощей увеличился на 18 процентов. На цене огурчиков–помидорчиков это, понятно, сказывается в приятную для покупателя сторону.


Ведущие предприятия отрасли ориентируются на северную Европу, где тоже не бывает знойного лета круглый год, но урожай хороший. Там понимают, что сегодня сельское хозяйство может оставаться конкурентоспособным только при использовании передовых технологий. Пора бы уже и остальным подтянуться за флагманами. Глядишь, и не было бы абсурдных ситуаций с импортной картошкой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter