Единый день голосования как важный этап укрепления государственности. Мнения экспертов

Курс на развитие

Без преувеличения исторические моменты переживает наша страна в эти последние дни февраля 2024 года. Проведение единого дня голосования по выборам депутатов всех уровней — это начальный этап закрепления политического консенсуса, который был достигнут в белорусском обществе на референдуме по внесению изменений в Конституцию. Мы начали перезагрузку всей системы государственного управления, которая подразумевает повышение роли Парламента и других органов власти. Как это будет реализовано на практике и к чему все эти новации приведут страну в перспективе — в кулуарах информационного центра ЦИК спросили у экспертов.

Студентка-именинница Дарья Бабинская во время голосования на участке № 75 г. Могилева.
Фото БЕЛТА

Олег Макаров, директор Белорусского института стратегических исследований:

— Новаций действительно много, и я рассматривал бы их как план и замысел. Это результат давно начатых преобразований, которые происходят в политической системе Беларуси. Конечная цель всего этого — активное участие граждан в избирательном процессе. 

И если с обывательской точки зрения кажется, что единый день голосования дешевле и чисто психологически проще для избирателя и избирательных комиссий, то с политической — не совсем. Дело не только в экономическом эффекте и трудовых затратах, а в том, что наши системы пытаются синхронизироваться — выборы в местные Советы и парламентские выборы. Вероятно, в будущем это будет иметь важное значение, когда у нас в должной мере окрепнут политические партии и мы станем говорить о фракциях, о профессиональной командной работе в политическом поле. Вот эта синхронизация очень важна — кто, когда и на какую ступеньку придет.

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции, политолог:

— Каждая белорусская партия имеет шанс создать заметную фракцию в Парламенте. В перспективе в партиях начнут выдвигать более конкретные и продуманные программы, что благоприятно скажется на развитии страны. Следует ожидать и более весомых предложений по законопроектам.  
При этом нужно понимать, что у всех четырех партий есть объединяющий элемент: они разделяют курс, который проводится руководством Беларуси и который поддерживается большинством избирателей. 
Различия у партий тоже есть, но они не такие глубокие, как если бы в Парламент баллотировались партии‑карлики. Поэтому существующие ныне четыре партии не будут устраивать дискуссий по фундаментальным вопросам, а сконцентрируются на вопросах экономики и повышения благосостояния.

Вячеслав Данилович, ректор Академии управления при Президенте:

— Все новации, которые мы сегодня наблюдаем в избирательном процессе, призваны сделать систему госуправления более устойчивой к любым внешним и внутренним вызовам. Это особенно важно в переходные периоды. Такие как сейчас, когда, с одной стороны, в мире происходит крушение глобальной несправедливой однополярной системы во главе с США и Великобританией и переход к справедливому многополярному мироустройству, а с другой — внутри государственной системы наблюдается смена поколений управленческих элит.  
В таких условиях, что неоднократно подчеркивал Президент Александр Лукашенко, чрезвычайно важно сохранить мир и спокойствие в нашем обществе и государстве, обеспечить преемственность курса на построение сильной и процветающей Беларуси.
Валентин Стариченок, начальник управления региональной политики БИСИ:

— Нельзя не отметить и хорошую организацию избирательного процесса, все было весьма грамотно организовано. Наконец, это отсутствие деструктивного влияния, что является еще одной особенностью нынешней избирательной кампании. В прошлые электоральные кампании в информационном пространстве наблюдались мощные антигосударственные потоки, фактически дискредитирующие наши электоральные процессы. Ныне общество было освобождено от подобного деструктивного воздействия, что также формировало позитивный общественно‑политический климат в стране в целом и на выборах в частности.

Вадим Боровик, председатель наблюдательного совета Белорусского комитета молодежных ассоциаций, политолог:

— Демагоги, которые занимаются исключительно политической борьбой, в Парламенте не нужны. Национальное собрание должно быть эффективным органом, основная задача которого — выработка действенных нормативных актов. От нового созыва мы ждем, что все партии будут взаимодействовать между собой в рамках Парламента и принесут конкретную пользу. Дискуссия будет, и это нормально. 
Сегодня перед страной стоят серьезные вызовы, поэтому задачей для нового созыва станет не только сохранение мира на земле, но и продолжение экономического развития. 
Учитывая современные реалии, мы внесли корректировки в наше законодательство, в направления внешней и внутренней политики. Это не значит, что инициативно какие‑то векторы для себя закрыли. Как суверенное среднеевропейское государство с открытой экспортно ориентированной экономикой мы должны поддерживать баланс интересов, иметь партнеров в разных точках мира, особенно в вопросах внешней торговли. Нам нужно опираться на различные центры силы.

demeshko@sb.by

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter