С 1 июня курс может формироваться по новым правилам

Курс на гибкий курс

Белорусы, как никто, любят тишину и порядок. Социально ориентированные шаги и меры давно взрастили в нас чувство уверенности в завтрашнем дне. Хорошо, когда точно знаешь день и приблизительную сумму своей зарплаты, когда цены в магазинах или ставки по кредитам не заставляют брови ползти вверх. Конечно, без проблем не обходится. Но давайте признаем: любая проблема  начинается в голове.

Помните дни, когда в обменниках километровые очереди, а на прилавках тают запасы телевизоров, кастрюль и сахара? В такие моменты, когда народ всеми силами и способами пытается избавиться от кровно заработанных рублей, покупая совершенно не нужный  холодильник или ночуя возле обменной кассы, чтобы приобрести 5 долларов,  мое воображение рисует картину, как мы сами выкапываем себе финансовую яму и сами  же в нее прыгаем. 

— Я не люблю слово «девальвация» и никогда его не использую. Я предпочитаю политику гибкого курса, — признается Председатель Правления Национального банка Павел Каллаур. 

По-моему, очень правильные слова, подтвержденные к тому же практикой. Политика по укреплению национальной денежной единицы, принятая Нацбанком в конце прошлого года, работает. Привязка курса рубля к корзине валют и «свободное плавание» сделали свое дело: наконец-то курс стал зависеть от спроса и предложения и перестал быть фиксированным. Трех месяцев вполне хватило для того, чтобы население свыклось с этой мыслью. В Нацбанке в то же время дают понять: никаких искусственных регуляторов в курсовой политике больше не будет. Пора быть гибкими и оперативно и адекватно реагировать на внешние шоки. Именно поэтому главный финансовый регулятор продолжит политику гибкого курса, еще больше делая ставку на прозрачность. Так, уже летом планируется запустить дополнительный механизм — непрерывный двойной аукцион. Что это такое? Каждый из участников торгов на валютно-фондовой бирже, где и устанавливается курс, будет иметь возможность видеть, сколько и по каким ценам готовы купить или продать валюты другие участники. Так в режиме непрерывной конкуренции и будет формироваться конечная цена на иностранные деньги. Более рыночного механизма формирования курса нет, по такой схеме, к слову, работают биржи в Москве и Нью-Йорке. Кстати, заметьте: может, именно поэтому россияне никогда не впадают в панику? И когда в конце прошлого года российский рубль лихорадило, никому и в голову не пришло избавляться от него. 

Что же касается нас, однозначно, к новым правилам придется еще привыкнуть всем участникам — и населению, и предприятиям, и банкам. Если программное обеспечение, необходимое для запуска механизма, пройдет без сбоев, с 1 июня курс может уже формироваться по новым правилам. Банкиры, к слову, особо мнительных граждан успокаивают: никаких резких скачков курса не будет. Кстати, о мнительности. Пора нам отказываться от привычки бросаться в крайности,  жить в инфляционных и девальвационных ожиданиях и строить неутешительные прогнозы на будущее. Да, время сейчас не самое простое, но переждать его с наименьшими издержками для самих же себя — в наших силах. И интересах.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter